Модели международной безопасностиСтраница 1
Международная безопасность является отражением геостратегической структуры мира. Основной каркас данной структуры формируют наиболее мощные в экономическом и сильные в политическом отношении государства, что позволяет им навязывать остальному миру свои национальные интересы, превращая их в интересы международные. Существуют два способа добиться этого: или самому стать сильным, или присоединиться к сильным государствам.
В теории международной безопасности выделяют четыре основные операционные модели, конкурирующие между собой:
- однополярная,
- "концерт держав",
- многополярная,
- глобальная.
Однополярная система безопасности возникла после распада Советского Союза, когда США остались единственной сверхдержавой, на которую легло бремя мирового лидерства. США взяли на себя миссию не допустить "вакуума силы" в международных отношениях и обеспечить распространение демократии по всему миру. Однополярная модель предполагает усиление системы военно-политических союзов, где США играют ведущую роль. Так Организация Североатлантического договора (НАТО) должна обеспечивать стабильность в трансатлантической подсистеме международных отношений, гармонизировать отношения между США и европейскими государствами в стратегической области, обеспечивать американское военное присутствие в Европе и гарантировать недопущение конфликтов на этом континенте. Другие региональные организации, например, Европейский Союз (ЕС), Западно-Европейский Союз (ЗЕС) – "оборонная составляющая" ЕС и "европейская опора" НАТО, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), могут лишь играть второстепенную роль в архитектуре европейской безопасности XXI века.
Но однополярная модель международной безопасности подвергается обоснованной критике, как в России, так и в самих США. Российские критики однополюсной модели полагают, что США просто не имеют необходимых ресурсов для выполнения функций мирового лидера. Кроме того, основной инструмент осуществления американского лидерства, военно-политические альянсы, плохо приспособлен для решения современных проблем. Эти союзы были созданы в период "холодной войны", и их главным предназначением было предотвращение только военных угроз.
Союз нескольких великих держав – "концерт держав", может взять на себя ответственность как за поддержание стабильности в мире, так и за предотвращение и урегулирование локальных конфликтов. Достоинство "концерта держав" заключается в его лучшей управляемости и, соответственно, большей эффективности, т.к. в рамках такой конструкции легче согласовать позиции и принять решение, чем в организациях, насчитывающих десятки или даже сотни членов.
Многополярная модель учитывает, что Россия, ЕС, Япония, Китай, Индия, АСЕАН, признавая мощь США, все же проводят свой курс в международных делах, часто несовпадающий с американскими интересами. Росту влияния этих центров силы способствует тот факт, что меняется сама природа силы в международных отношениях. На передний план выдвигаются не военные, а экономические, научно-технические, информационные и культурные составляющие этого феномена. А по этим показателям США не всегда являются лидером. В военной сфере ЕС также проявляет все большую строптивость, приняв концепцию общей внешней политики и политики в области безопасности, превратив ЗЕС в свой военный инструмент и начав формирование европейской армии. Китай, осуществляющий широкомасштабную программу модернизации своих вооруженных сил, по оценкам специалистов, превратится к 2020 г. в одну из ведущих военных держав мира. Не следует забывать об Иране и Индии.
Но многополярная модель международной безопасности имеет смысл только при исключении видения системы международных отношений как поля вечной конкуренции между "центрами силы". В противном случае, многополярность международных политических сил неизбежно приведет к деструктивным конфликтам и постоянным переделам сфер влияния.
Глобальная модель основана на том, что международная безопасность может быть по-настоящему обеспечена лишь только на глобальном уровне, когда все члены мирового сообщества принимают участие в ее создании. Создание этой модели возможно только тогда, когда все страны и народы будут разделять некий минимум общечеловеческих ценностей и на качественно новую ступень поднимется ведущая роль ООН.
Каждая операционная модель распределения сил в международных отношениях имеет два варианта реализации в зависимости от характера отношений между участниками систем международной безопасности:
- коллективный,
Похожие статьи:
Приложения
Приложение №1 Женщины-главы государств и правительств Древний мир Хатшепсут (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1503—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта Царица Савская (X век до н. э.) — легендарная ...
Миграционная политика: современные реалии и перспективы
Миграционная политика многих экономически развитых государств пытается всячески стимулировать дисперсное расселение этнических мигрантов, для того чтобы обеспечить их успешную интеграцию на новом месте жительства. Во многих европейских стр ...
Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба
«В истории человечества существует нечто вроде возмездия, и по закону исторического возмездия его орудие выковывает не угнетенный, а сам же угнетатель» К. Маркс Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными зако ...