Рекомендации к выработке системы организации и построения социальных ролей в коллективе

Информация » Социальное положение и роль в группе » Рекомендации к выработке системы организации и построения социальных ролей в коллективе

Условное принятие социальных ролей - это основа ролевой игры. Несмотря на большие расхождения разных авторов в представлении о структуре ролевой игры, все сходятся на том, что принятие роли остается неизменным ее компонентом. Принятие роли занимает двойственное положение в структуре ролевой игры. С одной стороны, принятие роли зависит от достаточно сложного комплекса социально-психологических и индивидуально-психологических предпосылок; с другой, от особенностей принятия роли зависит как сам процесс ролевой игры, так и эффект игры для ее участников.

В нашем исследовании мы сравнили результаты использования трех вариантов введения в роль. Во всех случаях мы использовали сценарий игры-«цивилизации», меняя только во вводную часть. В первом случае была только устная инструкция, после которой шла обычная разминка и основная часть, целью которой было создание цивилизаций. Во втором варианте была устная инструкция, а разминка имела «легенду» и являлась частью игрового сюжета. В третьем случае введение в роль было глубоким с использованием элементов инициации.

Первый вариант самый простой, но не самый лучший. Ведущий вводит участников в роль, но пока проходит разминка, они забывают о сюжете игры и своих ролях, приходится напоминать и делать ввод в роль заново. Игра оказывается как бы разорвана на разминку и все остальное. Результатом такого разрыва становится высокое сопротивление со стороны участников.

Легендированная разминка позволяет сохранить целостность игрового сюжета. Участники достаточно хорошо входят в роль и включаются в основную работу. Кроме того, разминка стала дополнительным материалом для реконструкции цивилизаций на основном этапе. Результатом такого введения в роль стало большое количество положительных отзывов и ряд конструктивных выводов, к которым в результате игры пришли участники. Кроме того, стоит отметить, что многие из участников провели параллели между игровым сюжетом и реальными отношениями. Таким образом, можно говорить о том, что основная цель игры достигнута.

В случае с глубоким введением в роль ситуация, в которой оказывается ведущий и участники, двоякая. Одна часть участников очень хорошо входит в роль и готова продуктивно работать, а другая демонстрирует высокий уровень сопротивления, отказывается принимать активное участие в работе и стремится занять позицию наблюдателя. Во время шерринга участники, демонстрировавшие сопротивление, ограничиваются односложными ответами и ждут когда все закончится. Высказывания тех кто изначально был вовлечен в игру говорят о том, что ввод был достаточно глубоким, и в процессе игры произошла полная идентификация со своим героем. Такое введение в роль дало участником возможность полностью отрешиться от реальности. Ни один участник сюжет игры с реальными отношениями не связал.

При выборе техники введения в роль, на наш взгляд, следует руководствоваться целями конкретной игры и желаемым результатом. Обязательным должно быть наличие «легенды», все должно подчиняться единому сюжету и быть его частью, чтобы избежать разрыва игры. При использовании глубокого введения в роль следует учитывать возможные последствия, быть готовым к работе с сопротивлением и к тому, что после игры необходим шерринг, который помог бы участникам выйти из ролей, осознать полученный в игре опыт и связать сюжет игры с реальностью.

Таким образом, выше были даны рекомендации по проведению тренингов для определения социальных ролей в коллективе. Данная методика поможет максимально познакомить сотрудников, создать доверительный контакт и даже повлиять на рабочую атмосферу в целом.


Похожие статьи:

Основные направления семей с детьми-инвалидами.
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз­можностями (ОВ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф­ориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с поя ...

Организация социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт
В современной России существенными признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и, как сле ...

Понятие социального конфликта
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению выбранной темы, дадим определение понятия «конфликт». Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важне ...