Социальное положение и роль в группе

Информация » Социальное положение и роль в группе

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Понятие «социальная роль» было обозначено в античной философии. Четкая разработка этого понятия была осуществлена в начале XX века в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее — Т.Парсонса, Р.Мертона, Т.Шибутани, Р.Липтона и др.[17, стр.457]. В дальнейшем оно получило отражение в теориях функционализма и интеракционизма (конвенциальные и межличностные роли). В функциональном понимании определение социальной роли дано Р.Липтоном через статусные позиции, права и обязанности личности. В нашей стране ролевая концепция личности разрабатывалась И.С. Коном, В.А. Ядовым и др.[27, стр.58].

Еще Аристотель ввел обозначение, которое можно назвать социальной ролью — homo politicus — так античный философ назвал человека, участвующего в общественной жизни, в управлении, в отличие от животного или раба. Ральф Дарендорф, следуя этим идеям, разработал аналогичную типологию личностей[19, стр.112]. Дарендорф указывал, что личность есть продукт развития культуры, и ввел общий социальный тип «homo sociologicus». Типичные виды: Homo faber — в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик — личность, несущая бремя (наделенная важной общественной функцией); Homo consumer — современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом; Homo universalis — человек, способный заниматься разными видами деятельности; Homo soveticus — человек, зависящий от государства.

В рамках микросоциологии одно из классических определений социальной роли было дано основателем теории ролей Р.Линтоном (1936), который понимал роль как динамический аспект социального статуса[5, стр.530]. Р.Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации люди отнюдь не ведут себя одинаково, хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими. Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры. Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше открывается от навязанного «идеального» стереотипа. В микросоциологии существует мнение, что человек не может совместить роли, а играет «то за того, то за другого» (преподаватель с ректором — подчиненный, а со студентами - начальник). Причем Линтон не исследовал процесс освоения роли и отношение индивида к ней. Дж. Мид, напротив, исследовал именно механизм освоения роли. Он вводит понятие ожидаемого поведения, разделяя «Я»: как «Я» сам и как «Я» в представлении других.

Дж. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын — отец — сосед). Статус — это положение человека в контексте социальных отношений, связей. Он может быть временным или устойчивым, постоянным [34, стр. 217].

В работах «Лица в толпе», «Одинокая толпа» Д.Рисменом была предложена концепция «одномерного человека» [44, стр.41]. Современное информационное общество через СМИ, насаждение информационных социальных стереотипов массовой культуры формирует упрощенные схемы восприятия деятельности, делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее в плоскости примитивных альтернатив и противостояний. Социум наполняется личностями с упрощенным социальным восприятием и аппаратом интерпретации.

Т.Адорно, К.Хорни в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик [48, стр.115]. В современных условиях аномии, цивилизационных трансформаций, когда меняются общепринятые устойчивые ценности, каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Super Ego (сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится как бы “размазанным”, неопределенно-множественным, плюралистичным.

Э.Эриксон, в русле «Я-концепции» отмечал новую деталь: значимый, авторитетный “другой” очень важен для развития личностного ролевого поведения. Вот почему молодежные кумиры — факт не только культурной жизни, но и социальный символ, иногда оказывающий влияние на целое поколение [52, сто254].

Э.Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» подробно рассмотрел, как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Так, например, один строит свою судьбу сам (я — герой, я — пророк), другой приспосабливается (амебовидная личность). [10, стр.447].

Типы конвенциальных и межличностных социальных ролей выделил Т.Шибутани. Конвенциальные роли означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Т.Шибутани указывает, что именно социальная роль, а не сам человек является той единицей, которая подлежит изучению. Он различает «играние роли» - организация поведения в соответствии с групповыми нормами и «принятие роли» - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека[50, стр.112].

В отечественной социологической и социально-психологической литературе второй половины XX в. теория социальной роли представлена рядом работ. Так, Л.И. Божович, исследующая формирование личности в детском возрасте, рассматривает «роль» как механизм социализации. Общество можно представить как систему взаимодействующих должностей или позиций, а позицию — как структурно оформленную единицу общества.

Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности) [11, стр.110]. Понятие «Я» представляет собой структурную единицу личности, концептуализацию опыта, который получает человек, выполняя определенные роли. В работах И.С. Кона также разработана концепция социальной роли. «Социальная роль — это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе»[21, стр.102].

По мнению П.Сорокина, ролевая концепция многое объясняет в социологии личности, но не дает целостного представления обо всей совокупности социальных функций индивида. «Вне драмы не может быть роли; ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей. Что бы ни делал изолированный индивид, никакое из его действий не представляет собой ни социального явления, ни его простейшего образования. Роль может стать социальной лишь при наличии социальной матрицы»[47,стр.85].


Похожие статьи:

Детская беспризорность и безнадзорность в истории России
Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью. Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данн ...

Концепция социального контроля П. Бергера
Согласно концепции Питера Бергера, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля.[1, с.73 – 74] Каждый после дующий круг – это новая система контроля. [ ...

Социальная структура жизненного мира
На вопрос, как функционирует социальное действие, Шюц дает ответ, который исходит из интерсубъективной конституции жизненного мира. В жизненном мире я подчиняюсь тому, что другие видят мир в принципе так же, как и я. Это положение Шюц назы ...