Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.
Страница 1

Информация » Социальное положение и роль в группе » Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.

Социальный стереотип

Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно.

Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.

Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.[32, стр.34]

Общественное мнение

Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.[4, стр.320]

Информационные барьеры

Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений. Возможные информационные барьеры:

· технические

· психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)

· знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)

· ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации) [5, стр.315]

Слухи как пример неформальной коммуникации

Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.[3, стр112]

1. слух-мечта

2. слух-пугало

3. слух-разделитель

Факторы распространения слухов

1. проблемная ситуация, создающая информационную потребность

2. неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность

3. уровень тревожности индивидов

4. Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.[3, стр.115]

Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)

а) индивидуальный уровень

адаптация к среде

дезинтеграция индивида

б) групповой уровень

сплочение

разобщение

в) массовый уровень

изменения общественного мнения и коллективного поведения

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Метод социометрии (Я. Морено)

Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.

Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.

С точки зрения Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты.[3, стр.157]

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации
В Российской Федерации по состоянию на 2007 год проживает 27,9 млн. детей. Будущее России в условиях глобализации, масштабных социально-экономических изменений общества определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного раз ...

Зарубежный опыт молодежной политики
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения к ...

Свободное время и досуг в исследованиях отечественных ученых. Обзор исследований бюджетов времени в России xx века
Исследования бюджетов времени оригинальное научно-прикладное направление социолого-статистических исследований, развивающееся с 1920-х гг. Оно имеет свой предмет, методологию, специфическую методику и технику сбора, обработки и анализа инф ...