Проблемы в мусульманских семьяхСтраница 1
Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.
Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.
Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой.
Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:
- Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей. Сегодня по этой причине распадается 80% семей.
- Неблагоприятные жилищные и бытовые условия.
- Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.
- Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений.
- Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь).
Одной из главных проблем мусульманских семей – кризис рождаемости. В настоящее время мусульманские семьи перенимают европейскую структуру семьи, т.е. в основном являются нуклеарными (состоят из родителей и детей) и не являются многодетными. В современной мусульманской семье максимально два ребенка. Причины снижения количества детей в семьях рассмотрим на примере Ирана.
С недавних пор Иран переживает стремительный демографический переход. Коэффициент суммарной рождаемости который составлял более 6 детей на одну женщину в середине 1980-х годов, упал до 2,1 в 2000. Это падение было отмечено во всех провинциях страны, как в городской, так и в сельской местности. Такой скачок и резкий спад объясняется политикой руководства страны. Для пополнения численности армии был снижен возраст вступления в брак девочек до 9 лет и мальчиков до 12. После коренного переворота в демократической ориентации в 1989 году была принята программа планирования семьи. В результате действий правительства с середины 1980-х рождаемость стала постепенно снижаться: коэффициент суммарной рождаемости упал с 6,8 ребенка на одну женщину в 1984 году до 6,3 в 1986, а затем до 5,5 в 1988. Однако после 1988 года это падение ускорилось, и коэффициент суммарной рождаемости упал с 2,8 ребенка на одну женщину в 1996 до 2,1 в 2001 году, то есть опустился ниже уровня простого воспроизводства.
Снижение рождаемости едва ли можно объяснять исключительно модернизаторской политикой правительства и его программой планирования семьи. Снижение уровня жизни семей в середине 80-х годов весьма возможно ускорило падение рождаемости в Иране, приведя к повышению возраста вступления в брак и особенно к росту стоимости воспитания детей. Рост стоимости жизни побуждал молодых людей откладывать браки до получения работы и самостоятельного заработка, а вступив в брак, ограничивать число детей, чтобы иметь возможность дать им образование.
Вместе с тем, снижение рождаемости в Иране необходимо рассматривать в контексте тенденций, наблюдаемых в других мусульманских странах Северной Африки и Центральной Азии. Во всех странах региона, от Марокко до Ирана, снижение рождаемости в последние годы вообще поставило под сомнение представление об однозначной связи исламской культуры и высокой рождаемости. Если сначала страны этого региона долго медлили с началом снижения рождаемости, то, раз начавшись, оно стало ускоряться вместе с социально-экономической модернизацией и появлением у населения новых запросов.
Похожие статьи:
Здравоохранение
В городе по состоянию на начало 2001 года функционировало 34 муниципальных медицинских учреждения различного профиля с мощностью стационаров на 2620 коек и поликлиник на 4825 посещений в смену. По сравнению с 1999 годом число коек сократил ...
Нормативно правовые акты социальной защиты населения
В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устрой ...
Основные социально-философские идей К. Маркса
Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса и его последователей. При создании этого учения К. Маркс исходил из натуралистически ...