Модели международной безопасности
Страница 2

Информация » Природа и модели международной безопасности » Модели международной безопасности

- всеобщий, кооперативный.

Коллективный вариант возникает тогда, когда существуют группы государств, объединенных общей целью защиты своей национальной безопасности, и системой военно-политических мер, направленных против потенциального противника.

Это может быть группа государств, имеющих сходное общественно-политическое устройство, общие ценности и историю, например, НАТО, Европейский Союз, СНГ и т.д. Коалиция может возникнуть и по причине внешней опасности, угрожающей безопасности группе совершенно разнотипных государств, но заинтересованных в коллективной защите от общего врага.

Модель всеобщей безопасности подчеркивает многомерный характер международной безопасности, институциональную основу всеобщей безопасности составляют не военно-политические альянсы, как в варианте коллективной безопасности, а глобальная организации типа ООН.

История международных отношений показывает, что наибольшее число "мирных" инициатив обычно поступает от слабых государств. Подтекст этой активности заключается в стремлении путем мирной дипломатии на многосторонней основе связать взаимными обязательствами все субъекты определенного стратегического пространства в некую систему коллективной безопасности. Идея системы весьма проста – втянуть в нее государство, потенциально угрожающее инициатору "коллективной" безопасности, и тем самым нейтрализовать гегемонистские интенции коллективными обязательствами.

Но даже в случае удачи, т.е. создания подобной системы, она недолговечна. Точнее, она живет ровно столько, сколько необходимо государству – потенциальному претенденту на лидерство, чтобы накопить экономическую массу для превращения в центр силы, способной сломать существующий статус-кво. Иначе говоря, как только государство достигает уровня экономической мощи и военного потенциала, адекватного мощи и потенциалу ведущих государств мира, оно требует для себя нового статуса, означающего, по сути, передел сфер мирового влияния. Поскольку старые великие державы, как правило, противятся этому, приобретение сфер влияния осуществляется преимущественно посредством разрушения старой структуры взаимоотношений, включая и соответствующую ей систему международной безопасности.

Тем не менее, сама идея "мирных инициатив" вкупе с коллективной безопасностью не лишена смысла для всех государств вне зависимости от их мощи на данный момент. Она позволяет слабым раствориться в "коллективе" и стать как бы равными другим, а сильным – осуществлять свою гегемонию со ссылкой на "коллектив", который не может не поддержать гегемона, поскольку последний фактически субсидирует всю систему коллективной безопасности. Средним державам, не претендующим на гегемонию, система дает возможность подспудно наращивать, не афишируя своих подлинных стремлений, экономический и военный потенциал, чтобы через какое-то время освободиться от "коллектива" и начать новый передел сфер влияния.

Выход из этого порочного круга, пороки которого в наше время прирастают еще и асимметричными ответами слабых, в частности терроризмом, – интернационализация и глобализация.

Очевидно, что один и тот же вопрос или проблема политологии национальной безопасности будет решаться различно в зависимости от того, какая методологическая парадигма принята для ее решения: институциональная, структуралистская, постструктуралистская, модернистская, постмодернистская, семиотическая, герменевтическая, феноменологическая или метафизическая, каждая из которых дает собственный образ политического мира.

При всем разнообразии видения политического мира различными парадигмами, ясно одно, угрозы безопасности приобретают все более отчетливый транснациональный характер, что побуждает политологию безопасности искать и разрабатывать новые концепции.

Но пока наиболее развиты традиционные концепции, для которых государство являлось и является основным объектом, а силовые структуры – основным субъектом. Для них безопасность связана с выживанием государства в анархичном мире внешней политики, где силовые возможности являются главным средством для выживания.

Современные традиционные концепции безопасности можно классифицировать по трем главным теориям, заложенным в них:

1. гегемонистская конкуренция государств,

2. столкновение цивилизаций,

3. комплексная взаимозависимость и демократизация государств.

Согласно теории гегемонистской конкуренции государств, одни гегемоны будут заменяться другими, но принцип будет оставаться, и именно из него следует исходить при разработке концепции безопасности.

Теория столкновения цивилизаций считает, что конфликты не будут государствоцентричными, а будут основаны на культурной идентичности. Безопасность в соответствии с этой теории основывается на создании союзов на основе принадлежности одному типу культуры. Эта теория признает некоторую потерю государством своей роли, но является традиционной, поскольку лишь ищет альтернативные пути для достижения все той же цели – стабильности и выживаемости государства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Перспективы России в постиндустриальном мире
По понятным причинам нас прежде всего интересует вопрос о потенциале и перспективах России накануне XXI столетия. Существуют три основных аспекта, в которых явно прослеживается разнонаправленность динамики развития России и постиндустриаль ...

Социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей
Статистика позволяет утверждать, что в 1990-е гг. социокультурное пространство деревни вступило в стадию системной деградации. Суть этого тревожного для России процесса характеризуется следующими тенденциями: - Утратой естественно-природно ...

Социальная экспертиза: задачи, функции, специфика проведения
Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследов ...