Свободное время и досуг в исследованиях отечественных ученых. Обзор исследований бюджетов времени в России xx века
Страница 1

Информация » Социология досуга » Свободное время и досуг в исследованиях отечественных ученых. Обзор исследований бюджетов времени в России xx века

Исследования бюджетов времени оригинальное научно-прикладное направление социолого-статистических исследований, развивающееся с 1920-х гг. Оно имеет свой предмет, методологию, специфическую методику и технику сбора, обработки и анализа информации и широкую область практического применения (обобщающие данные исследований помещены в таблице на стр. 88-89).

В конце Х1Хначале XX вв. А. В. Чаянов разработал инструментарий учета времени труда в крестьянском хозяйстве. Вторым актом было социологическое обследование слушательниц Бестужевских курсов (Санкт-Петербург), проведенное в 1909 году. В анкету были включены вопросы о затратах времени на учебные и некоторые внеучебные занятия.

В 1920-1930-е гг. исследования связаны с именем С.Г. Струмилина, по инициативе которого впервые органами государственной статистики были проведены обследования бюджетов времени в "бюджетных" рабочих и крестьянских семьях, то есть в тех, где велся учет доходов и расходов. Это был период восстановления народного хозяйства, разрушенного во время Мировой и Гражданской войн, интервенции и перехода к новой экономической политике, время развития промышленности и городов, период борьбы с неграмотностью, приобщения широких масс к ценностям культуры. Исследования бюджетов времени были связаны с двумя научно-прикладными задачами:

1. Показать изменения в повседневной деятельности (трудовой, бытовой, досуговой, социальной) прежде всего рабочих и крестьян;

2. Выявить пути рационализации труда, управления, повышения образования, культуры, квалификации.

В решении первой задачи показатели времени играли роль индикатора изменений, во втором случае само изменение использования времени рассматривалось как фактор, влияющий на успешность решения социально-экономических, политических, идеологических, культурных задач. Так, проанализировав бюджеты времени служащих, С.Г. Струмилин сделал вывод: "уравнять" рабочий день рабочих и служащих "целесообразнее за счет дальнейшего сокращения обязательного труда рабочих, чем за счет удлинения его для служащих". Знать, чтобы изменять так можно сформулировать принцип того периода. Учет времени рассматривался как способ анализа и объяснения действительности, чтобы на основании объективных данных переустроить к лучшему эту самую действительность в интересах государства и самих трудящихся.

Первые в мире попытки изучения использования времени в семьях рабочих и крестьян позволили С. Г. Струмилину констатировать большие возможности бюджетно-временного метода в изучении повседневной жизни. В бюджете времени отражаются не только разделение труда в семье, но и вкусы и потребности работника и его общий культурный уровень, они получают такое освещение, какого из одной лишь приходно-расходной его книжки никогда не получить.

Важную роль сыграли Лига «Время» и одноименный журнал, издававшийся в 1923-1925 гг. В это время велись не только социолого-статистические исследования. Наиболее активные служащие, студенты, учителя вели учет своего времени по собственной инициативе для лучшей организации своей жизнедеятельности. Большое значение имело и то, что результаты исследований оперативно публиковались и были доступны широкой публике, что создавало конструктивную социально-психологическую обстановку.

Объектом исследований становились социальные группы, игравшие решающую роль в развитии страны: работники материального производства (рабочие, специалисты, крестьяне), активисты общественной политических, культурных организаций и учреждений, молодежь (от дошкольников до студентов) и педагоги. Исследования проводились на сравнительно небольших выборках под лозунгом "за научную организацию труда и быта".

В России с самого начала в данной области исследований господствовал и до сих пор доминирует марксистский диалектико-материалистический, системный подход. Время рассматривается природно-социальный ресурс деятельности людей, оно необходимо для удовлетворения их общественных и личных потребностей. Система потребностей удовлетворяется системой деятельности. Поэтому при изучении того или иного элемента жизнедеятельности социальной группы (домашнего труда, учебных и бытовых занятий, проведения свободного времени) необходимо определить его место в общей системе повседневной деятельности. Этот важнейший методологический принцип, применяемый в исследованиях бюджетов времени, отличает их от "небюджетных" исследований деятельности, где тот или иной ее вид (например, досуг) обычно изучается вне связи с другими.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Развитие представлений об информации
Несмотря на то, что понятие информации очень широко используется в науке, и в повседневной жизни, его строгого научного определения до последнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины, вводят это понятие по-разному ...

Царевна Софья Алексеевна
В семействе «тишайшего» царя Алексея Михайловича было семь дочерей. Шесть из них безропотно коротали свои дни в глухих царских теремах и смирно покорились судьбе. Иной была царевна Софья Алексеевна. Семь лет царевна Софья Алексеевна фактич ...

Социология как наука (объект, предмет, основные функции). Социология как наука. Объект и предмет социологии
С термином "социология" каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех "на слуху". Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разн ...