Свободное время и досуг в исследованиях отечественных ученых.
Обзор исследований бюджетов времени в России xx векаСтраница 2
Исследования бюджетов времени с помощью показателей распределения времени на занятия дают возможность фиксировать и анализировать действия людей в сферах труда, быта, образования и досуга. Эти действия отражаются в их наборе: продолжительности, частоте, периодичности, локализации в пространстве и других характеристиках.
Но для более полного понимания реального поведения людей требуется изучение и учет ценностных ориентации, мотивации, отношения к тем или иным видам деятельности, удовлетворенности условиями и результатом осуществления разных видов занятий. Таким образом, деятельность социальных, профессиональных, демографических групп территориальной общности (города страны), представляет собой взаимосвязанную систему.
Первые послевоенные обследования бюджетов времени были проведены среди студентов Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана (1949 г.) и Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (1954 г.). Этап 1950-1960-х гг. связан с "оттепелью" времен Н. С. Хрущева и переизданием работ С. Г. Струмилина 20-30-х гг. С именем Г. А. Пруденского связаны исследования бюджетов внерабочего, свободного времени. Это стало началом возрождения в стране конкретно-социологических исследований. Они были стимулом к развитию экономической социологии.
После восстановления разрушенного в войну хозяйства создавались предпосылки для облегчения условий труда и быта населения, повышения уровня жизни, достаточно быстрого роста общеобразовательного Уровня населения, его культурных и бытовых потребностей. Социальным заказом этого периода был, с одной стороны, поиск резервов роста производительности труда, с другой поиск путей увеличения и "рационального" использования свободного времени. По инициативе Г. А. 'ПРУДенского Научно-исследовательским институтом труда и Институтом экономики и ЦСУ РСФСР в Новосибирске осенью 1959 г. состоялось первое в послевоенный период государственное обследование бюджетов времени в "бюджетных" семьях рабочих и служащих Москвы и Новосибирска, Ленинграда, Тбилиси, Красноярского края, а там же было проведено первое крупное повторное обследование для! оценки изменений после перехода на 7-часовой рабочий день. Применялся дневниковый метод учета затрат времени на текущий день (так называемая самофотография).
В 60-е г.г. начался бум обследований бюджетов времени, которые показали значимость реальных потребностей людей. Полученные данные содействовали изменению режима труда работниц в текстильной промышленности, учителей и шахтеров. Социологические данные, относящиеся к регистрации фактического неравенства полов, начали использоваться в официальных документах. Это имело значение для возникновения идеи А. Салаи (1964-1970 гг.) изучить влияние индустриализации и урбанизации на жизнь городского населения. В рамках этого исследования было проведено советско-американское обследование бюджета времени населения г. Пскова. Это был первый социологический опыт, в котором при обработке и анализе эмпирических данным стали применяться ЭВМ (1963 г.) и методы математической статистики.
С начала 1970-х гг. в практику входит сочетание обследований бюджета времени с анализом субъективных оценок условий его использования, получаемых с помощью обычных вопросников. Институт социологии АН СССР под руководством В. Д. Патрушева в 1973-74 гг. провел исследование сельского населения Ростовской области и предприятий ряда других городов. Повторное обследование в Пскове в рамках советско-американского проекта (1986 г.), институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР под руководством! В. А. Артемова начал лонгитюдное исследование бюджетов времени! городского (Рубцовск 1972, 1980, 1990 гг.) и сельского (Новосибирская область 1975-1976, 1986-1987) населения. Центральное статистическое управление РСФСР возобновило обследования бюджетов времени в "бюджетных" семьях, причем во всей их сети (1977, 1980, 1985, 1990 гг.). Широко использовался метод ретроспективной фотографии (записи о последовательности и продолжительности занятий за вчерашний день).
Похожие статьи:
Психологическая характеристика социального интеллекта, обусловленного
гендером
Как уже было указанно в предыдущем параграфе социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа человек-человек и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журна ...
Особенности социальной работы с молодой семьей. Формы и методы социальной работы с
молодой семьей
Поскольку молодая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса, ее целостность не статична, а динамична. Молодая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе услови ...
Взаимодействие социальной и природной систем
Исходя из принципа системности, социальную систему можно понимать как подсистему планетарной экосистемы, которая в свою очередь является подсистемой космоса. И эти подсистемы связаны прямыми и обратными связями, имеют общие и специфические ...