Кое-что о неформалах
Страница 1

В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей.

Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении. В западной социологии для обозначения этого же явления используют категорию peer group. Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гомогенная (однородная) группа. Слово peer происходит от латинского pааr (равный), и обозначаемое равенство относится не только в возрасту, но и к социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения. Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. Неформальные объединения - явление массовое. Я рассмотрю их классификацию по двум авторам: а. По Фрадкину неформальные группы бывают: - просоциальные , асоциальные , антисоциальные; - группы принадлежности и референтные; - большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие)); - постоянные и случайные; - с демократическим и авторитарным подчинением; разновозрастные и одновозрастные; - однополые и разнополые и т.д. б. По А. В. Толстых: - общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов , неагрессивны); - радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения)); - эколого-этические группы (“зеленые”); - группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.); - нетрадиционно-религиозные (сатанисты , буддисты, культовые группы); - группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты и т.д.). Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга.

Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев , различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%.

Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры , защитой окружающей среды и т.д. – не более 4%.

Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп[1]. Многие не совсем понимают понятие "неформальная группа" и это выражение ассоциируется у них с «патлатыми» парнями в кожаных куртках и цепях. Это не совсем верно, хотя в среде неформалов встречается и такой типаж. Прежде всего важно отделить "неформальное движение" от "соседей" по исторической эпохе: диссидентского и демократического движений. На первый взгляд, эти три движения выстраиваются в ряд, подобный знаменитым ленинским трем поколениям освободительного движения. ХХ съезд разбудил диссидентов, диссиденты разбудили неформалов, неформалы «раскрутили» демократическое движение.

На практике процесс развития "освободительного" движения не был линейным. Эрозия тоталитарного режима привела к образованию неформальной среды раньше, чем диссидентской. Уже в конце 50 -х - начале 60 -х гг. возникли недиссидентские общественные движения, существующие до сих пор и считающиеся классическими образцами неформальных - экологическое (дружины охраны природы) и педагогическое (коммунары). Диссиденты, неформалы и демократы представляют собой три волны общественного движения, которые характеризуются различными чертами. Диссидентов отличает приоритет правозащитной тематики и табу на сотрудничество с властями и применение насилия. Демократов характеризовали гораздо более широкий спектр политических интересов и ориентация на сотрудничество и даже подчинение той части правящей элиты, которая публично разделяла идеологические постулаты демократии (часто негативные - антибюрократические и затем антикоммунистические, антишовинистические).

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Социальная защита трудящихся
Особая значимость придается определению социальной защиты трудящихся. Под социальной защитой трудящихся понимается система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляющих трудоспособным граж ...

Образ пожилых людей. Типы старости и социальное время пенсионеров
Для начала необходимо дать ответ на вопрос, люди какой возрастной группы являются пенсионерами? В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной классификации для позднего периода жизни человека. В документах Европейского ...

Анализ территориальной структуры размещения (расселения) населения. Территориальная структура размещения (расселения) населения
Структура размещения или расселения показывает распределение жителей по территориальным единицам (населенным пунктам) с разным количеством населения. Анализ структуры размещения или расселения населения удобно вести с помощью двухсторонних ...