Становление отраслевой социологической теории КПР в 70-80-90-ые годы
Страница 5

Информация » Социология досуга » Становление отраслевой социологической теории КПР в 70-80-90-ые годы

Помимо субъективных причин непосещаемости клубов существовали и объективные: недостаток времени из-за перегруженности работой, семейные обстоятельства, состояние здоровья. Увеличилась доля таких, у кого "клуб располагался далеко от дома".

Какой же была иерархия предпочтений клубной аудитории в структуре досуга?

Существуют ли региональные различия, и различия, обусловленные социально-демографическими особенностями и типом населения?

Если на селе основными посетителями других учреждений были подростки и молодёжь, то для крупных городов характерна равномерная для всех групп посещаемость при общей тенденции снижения посе щаемости массовых мероприятий и предпочтении тематических вече ров и диспутов.

Анализ мотивов посетителей клуба с точки зрения социально-демографической характеристики показывает, что для работников умственного труда наиболее существенной оказывалось удовлетворение эстетической потребности (сенсорный голод) и просветительная функция клубов; для квалифицированных рабочих мероприятия художественного плана; для школьников познавательная и коммуникативная (общение с ровесниками) функции.

Общей для всех исследований оказалась тенденция: чем ниже квалификация и уровень общей культуры человека, тем меньшую роль играет общение с художественными произведениями и большую непосредственное, межличностное общение.

Социологи проанализировали и неудовлетворённые потребности посетителей22.

В проективной ситуации дополнительного свободного времени предпочтение отдавалось чтению (Свердловск - 44,3%, Украина -49,3%, Нечерноземье 52,1%), кино - 28,5%, (Украина - 21,2%, Московская обл. - 33,5%). Приведённые выше цифры говорят о том, что именно эти виды досуга являлись доминирующими и увеличение свободного времени вряд ли бы привело к изменению сложившейся структуры культурной деятельности. Но они же говорят о предпочтении потребления духовных ценностей в ущерб творчеству.

Социологические исследования второй половины 80-х годов посвящены концептуальным проблемам развития социально-культурной сферы и управления ею: факторам развития культуры и культурной политики, принципам управления; субъекту и объекту культурного процесса и их взаимодействию; методологическим принципам разработки целевых комплексных программ, социально-культурным самодеятельным инициативам (тенденциям и перспективам их развития).

Это новый, качественно иной уровень, вызванный устойчивыми противоречиями между реальными процессами культурной жизни и действующими формами её организации и управления.

Перечислим некоторых из них:

I. Перспективы развития культуры ограничивались расширением сети действующих, традиционных КДУ. Практика планирования перспектив развития культурно-досуговой сферы строилась на достигнутых количественных показателях, не всегда достоверных, не учитывала инновационных процессов, новых форм самодеятельной организации культурно-досуговой активности населения, новых процессов художественной и культурной жизни.

Анализ материалов статистики показывал, что на общем фоне снижения посещаемости кино, театров, библиотек, массовых мероприятий происходил значительный рост числа любительских самодеятельных объединений. По прогнозам 80-х годов на ближайшие пять лет он должен был достичь 40%.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Сложные методики
«Проблемное колесо». Исследования с использованием данного метода чаще всего проводятся в пограничных областях обществознания и человекознания. «Проблемное колесо» активно применяется в комплексных социальных исследованиях, в которых участ ...

Историческое развитие городов России. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках
Официальной датой образования русского государства считается 862 год – призвание варяжского князя Рюрика новгородцами для управления страной. Как мы видим, город играл большую роль в жизни славянских общин, так как все серьезные политическ ...

Простые методики
Анкетирование – одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально–психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому ли ...