Становление отраслевой социологической теории КПР в 70-80-90-ые годыСтраница 4
б) влияние клубной деятельности на работу предприятия. Проблема Клуб и трудовые коллективы" обращала внимание исследователей на социально-экономические и идейно-политические аспекты работы и повышение производительности труда как основного критерия эффективности.
VIII. Клуб и население (основные тенденции).
Ещё в 70-х годах социологи установили стремление людей проводить большую часть своего свободного времени дома, в кругу родных, друзей, соседей. Эти стремления в частности высказало 3/5 сельских жителей Челябинской области. Исследования 80-х годов говорят об усилении этой тенденции одомашнивания досуга.
Изучение мотивов непосещаемости клубных учреждений (г. Калач Воронежской обл., Красноярская, Омская, Свердловская, Московская области) выявили причины спада интереса к работе клубных учреждений:
- возросшая культурная оснащенность домашнего досуга,
- отставание культуры по содержанию и формам организации общественного досуга.
Если конкретизировать эти выводы, следует отметить, что значительную часть времени население проводило у телевизора (в 1979г. на 10% больше, чем в 1972г.). По данным торговых предприятий всё больше компактных телевизоров приобреталось для кухни.
Социологи не исключали и "фоновую деятельность". При работающем телевизоре женщины занимались приготовлением пищи, шитьём, а мужчины общались с друзьями, играли с детьми. Но, по данным исследований, являясь самым распространённым, телевизор не был самым любимым видом досуговой деятельности (это подтвердили исследования в Таджикистане, Узбекистане, Таллине и данные НИИ Гипротеатра).
Самым значительным мотивом непосещаемости является несовпадение запросов населения с тем, что предлагалось клубами (результаты исследований по Московской области - 35,4%; в Красноярской и Омской областях-10,4% и 9,6%, в г. Калач - 8%).
За десятилетие с 1,6% до 12,5% возросло количество людей, предпочитающих проводить досуг вне клуба, о чём свидетельствуют не только наблюдения, но и статистика. Более всего аудиторию не устраивало качество работы клубов, особенно молодёжь, чьи основные интересы связаны прежде всего с общением и развлечением, в то время как значительная часть клубных мероприятий носила информационно-зрелищный характер. Внутри самой молодёжной группы доля неудовлетворённых клубной работой увеличивалась с возрастом. И наиболее негативное отношение фиксировалось в возрастной группе 19-29лет.
Не было исследования, результаты которого не отмечали бы тенденцию возрастания роли любительских объединений, действующих вне клубных учреждений (в домашних условиях, совместно с членами семьи, друзьями, в ЖЭКах, учебных заведениях).
Тенденция массового развития любительства оказалась достаточно устойчива, как и устойчивой стала реализация духовных потребностей в условиях внеклубной деятельности. "Прописку" в клубе получали только художественные, чаще музыкальные, объединения. Традиционный клубный набор (вокальный, танцевальный, театральный) коллективов ограничивал возможность удовлетворения потребностей населения. Социологи фиксировали снижение интереса и к массовым клубным мероприятиям.
По ранговой таблице уровень предпочтений лекций и докладов переместился с 1969 по 1979 г. с 12-го на 14-е место (в городе) и с 7-го на 11-е - на селе. А статический анализ за тот же период говорит о тенденциях их увеличения. Данные по Калининской области показывали, что эта форма работы от общего объёма за 4 года снизилась лишь на 2% (с 45% в 1977 году до 43% в 1981 году).
Анализ данных исследования показал, что структура клубной деятельности и предпочтения населения не совпадают. Предпочтения клубной аудитории выстраивались в ином порядке, чем у руководства клубов:
I. Концерты профессиональных артистов40% (потенциальной и реальной аудитории).
II. Кинофильмы27%.
III. Спектакли и концерты художественной самодеятельности22%.
IV. Доклады 15%.
V. Молодёжные балы, вечера отдыха, танцы -14%.
VI. Дискотеки -13%).
VII. Театрализованные праздничные представления -10%.
VIII. Тематические вечера, устные журналы, диспуты6%21.
Далее по количеству проведённых клубом мероприятий идут танцы-30%, затем тематические вечера, устные журналы (1977г.-12%,
Социологические исследования клубной деятельности (1981-1985гг.) Аналитический обзор-М., НИИК, 1986, с.26-27.
1981г. 10%), театрализованные вечера и праздничные представления составили 2%. Если охарактеризовать культурно-досуговые ориентации в целом, то по результатам опроса на первое место у посетителей выдвигалась функция общения (26,2% в городе и 27,2% на селе).
Со временем отмечалась всё большая неудовлетворённость общением в стандартных формах (уровень ничем не занятого отдыха снизился в 2 раза) и возрастание массовой ориентации на "включение" в многообразные виды общения по интересам и соответствующей им деятельности. Психологи утверждают, что именно любительские виды деятельности способствуют полноценному досуговому общению. Сравнительное исследование участников кружков в клубах и любительских объединениях показало, что 88,5% кружковцев отметило невозможность полноценного общения из-за жесткой регламентации репетиционных и других занятий, в то время как члены любительских объединений такого дефицита не испытывали.
Похожие статьи:
Четвертая ситуация. Самостоятельная женщина-руководитель.
Я хочу упомянуть еще об одном типе преуспевающих женщин, которые могут себе позволить быть руководителями без «подавления» своем женском начала: речь идет о самостоятельных женщинах-предпринимателях. У всех них был другой путь восхождения ...
Методы профориентационной работы социального педагога.
Проведение профориентационной работы является одним из направлений деятельности школьного социального педагога, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами- специалистами- служб ...
Сознание как основа существования человека
Разные ученые по-разному трактуют категорию сознания. Кант, пытаясь решить вопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как «единство синтеза», как единство трансцендентальн ...