Становление отраслевой социологической теории КПР в 70-80-90-ые годы
Страница 1

Информация » Социология досуга » Становление отраслевой социологической теории КПР в 70-80-90-ые годы

70-е годы характеризуются переходом от отдельных диссертационных исследований к созданию проблемных групп, к проведению комплексных исследований, ведущихся масштабно и систематически. С 1972 года велись исследования современного села Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР в Калачеевском районе Воронежской области в сотрудничестве с коллективами, работающими в области социологии культуры и искусства, экономики и сельского хозяйства в различных регионах страны по единой программе. Это уже был качественно новый этап.

Системно-структурный подход к духовной культуре как целостному объекту требовал концептуальной разработки:

-образования,

-художественной культуры,

-художественной самодеятельности,

-культуры быта, досуга,

-взаимодействия функций средств массовой коммуникации и КПР. Без такой систематизации, классификации структурных элементов и факторов, целей и средств невозможно было проведение социологических сравнительных исследований.

Основными проблемами исследования были определение уровня духовной культуры различных слоев населения и проявление в трёх основных сферах: труде, общественной работе и быту. Основное содержание потребностей и духовных интересов, объём информации (печать, радио, телевидение, кино, учреждения культуры) рассматривались в рамках бюджетов и структуры свободного времени.

Исследование выявило прямую зависимость между уровнем образования различных социально-демографических групп населения, структурой досуга, духовными интересами и запросами личности, которые проявлялись в прослушивании радиопередач, просмотре телефильмов, чтении литературы и занятиях художественной самодеятельностью. Например, показатели культурного уровня группы механизаторов оказались значительно выше показателей группы работников, занятых преимущественно неквалифицированным трудом.

На этой основе была создана типология населения по отношению к культуре, определено место и роль КПУ в системе других социальных институтов на селе. Была выявлена специфика управления и организации культурно-просветительной деятельности в пределах района и сельского совета.

Как видно, такой подход к объекту исследования при разработке программы, методов, процедур способствовали поиску путей дальнейшего культурного подъема села. Он был бы немыслим без философского и социологического анализа социальных аспектов клубной деятельности: культуры досуга, общения, планирования и управления духовной жизнью.

Результаты исследования доказали необходимость устранения ведомственной разобщенности учреждений культуры (профсоюзная и ведомственная сеть учреждений культуры была выше по материальна тактическому оснащению и зарплат сотрудников); создания районны домов культуры и клубов во всех населенных пунктах; организации деятельного соучастия клубного актива и массы посетителей; развития самодеятельных начал в организации, а также были вскрыты дефицит культурного общения в коллективах художественной самодеятельности (репетиции занимали все время) и необходимость улучшения подготовки кадров.

Серия исследований "Народное творчество" позволила выявить совокупный социальный портрет участников художественной самодеятельности по возрасту, семейному положению, образованию; мотивацию занятий в коллективах и собственную оценку участников "работы по второй профессии". Обнаруживался большой "веер" (разнообразие) в побудительных мотивах участия: любовь к искусству (66,7%), стремление продолжать семейные традиции (22,7%), желание приобщиться к творческой деятельности и советы товарищей (8,7%), приглашение руководителя (21,3%), стремление заполнить свободное время (7,3%) и даже "нажим" со стороны общественных организаций (2,3%).

Анализ мотивов давал возможность судить об уровне, структуре духовных потребностей, интересов, ценностных ориентации, позволял учитывать и всемерно повышать их. 65% опрошенных чувствовали потребность в учебных занятиях, репетициях, овладении исполнительским мастерством. Многих привлекало осознание общественной значимости художественной самодеятельности, расширение культурного кругозора, возможность проявить своё дарование. Исследование выявило не только ценностные ориентации и вкусы, но и взаимодействие исполнительского и авторского творчества, традиций и фольклора, состояние по жанрам художественной самодеятельности и уровню учебно-воспитательной работы. В них художественная самодеятельность была рассмотрена как объект управления и руководства, т.е. изучена природа любительской художественно-творческой деятельности как социокультурного явления.

Исследование Михайловой "Народное творчество: участник и руководитель" представило многомерный портрет человека, личности, культурного деятеля, у которого творческая деятельность перерастает в более широкое участие в общественной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Просоциальные
Просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально- положительные, приносят пользу обществу. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, памятников ...

Влияние теневой экономик на социально – экономическое развитие страны.
Довольно скоро обнаружилось, что неформальная экономическая деятельность существует отнюдь не только в странах 3-уго мира. В 70-г. неформальные экономические структуры стали обнаруживаться и в высоко развитых странах Запада. Из публикации ...

Социология и философия
Выясняя взаимоотношение социологии и вненаучных форм знания, особо следует обратить внимание на то, что отличает ее (социологию) от философии и что их роднит. При этом вспомним мудрые замечания физика Фейнмана: "Если философия не наук ...