Культура как фактор социальных измененийСтраница 3
Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые обычно использует общество по отношению к нарушителям.
Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка – это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. Обычай праздновать Рождество и Новый год, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать ей руку, как и многое другое, пользуется уважением, почитается и охраняется как нечто ценное. Обычаи, – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются ненормативные санкции – неодобрение, изоляция, отрицания. Некоторые обычаи стоят близко к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.
Нравы – обычаи, обретающие материальное значение. Так в Древнем Риме это понятие означало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores, – а нравы. От сюда и пошло слово мораль – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. д. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидом. Но с другой стороны в той же Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным зависти от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание к нарушителям нравственных устоев следовало более суровое, чем к нарушителям обычаев.
Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требующий безусловного подчинения.
Различают два вида законов. Обычное право – совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства.
Нарушение законов влечет к уголовным наказаниям, самым сильным из них в настоящее время является пожизненное заключение.
Человеческая культура неотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культуру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традициями отождествляют обычаи. В специальной литературе традиции связывают с социальным институтом. Несомненно, одно; в основе обычаев и традиций лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия. Четко закрепляя уже приобретенное знание, привычка играет исключительную роль в становлении традиций. Но привычка лежит в сфере человеческой психологии, а обычаи, традиции, манеры – в сфере человеческого общества. Обычай указывает на одобренный и общепринятый способ его ведения. Манеры – лишь стилизованная форма обычая. Понятия ''обычай'' и ''манеры'' ничего не говорят нам о том, что передаются они из поколения в поколение или нет. Об этом говорит другое понятие – традиция. Под традицией правильнее понимать механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт; символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов. Традиция показывает вертикальную ось времени -–то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным. Традицию понимают еще как ''предание''. Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается: либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий); либо через фольклор.
Похожие статьи:
Кое-что о неформалах
В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть свои ...
Выплата пенсий натуральными продуктами
В Нижегородской области в 1998 г. выплата пенсий по желанию пенсионеров производилась продовольственными и промышленными товарами в 22 районах. Цены на реализуемые пенсионерам товары утверждены и согласованы с администрациями районов (горо ...
Понятие и структура малообеспеченных слоев населения
Малообеспеченные слои населения – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно – необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют с ...