Стратегии развития теории
Специфика теории социальной системы состоит в том, что она расположена между общей теорией систем и социологией, не сводима и не выводима не из одной из них в отдельности, а представляет самостоятельное видение социальной реальности.
Общая теория систем выступает в качестве общенаучной методологической основы, являясь ≪поставщиком≫ системных принципов, понятий и закономерностей. Из принципа системности, в частности, вытекает, что в социальной системе наряду с общесистемными количественными закономерностями, характерными для любых систем, действуют закономерности, специфичные только для социальной системы и среди них общие для всех подсистем и специфичные для каждой.
Социология выступает как конкретно-научная эмпирическая база, которая позволяет подтвердить уже известные и открыть еще не установленные количественные системные закономерности.
Исходя изданной специфики, теория социальной системы может развиваться по трем стратегиям.
Во-первых, для построения теории используются уже известные общесистемные количественные закономерности, например, закон Ципфа (25).сОднако, к сожалению, таких общесистемных закономерностей известно в настоящий момент очень мало, что существенно ограничивает этот путь развития теории.
Во-вторых, закономерности, присутствующие в любых природных системах ищут в социальной эмпирике. В случаях их обнаружения в социологическом материале они входят в теорию социальной системы и одновременно обогащают общую теорию систем.
В 1988 году мы использовали данную стратегию и начали разработку общеакадемического научно-исследовательского проекта ≪Структурная гармония и дисгармония социальных систем≫ в Институте социологии АН СССР. В данном проекте гармония измеряется с помощью так называемого золотого сечения, наблюдаемого в физических объектах, анатомии человека, деятельности мозга, произведениях архитектуры, музыки, живописи.
Проведенные нами исследования показали, что в социальной системе золотое сечение также отражает гармонию и это обстоятельство позволяет считать золотое сечение показателем гармонии любых систем.
В русле данной стратегии существует и другая возможность развития теории. Берется какой-либо общесистемный параметр и находится его количественная социальная специфика. Примером данного подхода может служить теория социальной энтропии.
В-третьих, анализируется социальная эмпирика по разным странам за много лет и выявляются как общие для всех стран, так и специфические закономерности. Примеры таких общих закономерностей можно найти в социологических теориях мировой системы, социальной и культурной динамики и т.д., а также при усреднении результатов международных сравнительных исследований.
Если найденные закономерности еще неизвестны в общей теории систем, то их можно проверить на естественнонаучном материале. В случае обнаружения они приобретают статус общесистемных, и таким образом произойдет развитие общей теории систем.
В 1991 году мы приняли данную стратегию и начали разработку поискового проекта ≪Константы в социальных системах≫ в Институте социологии АН СССР. В частности, нас заинтересовала проблема оптимальной доли социальных меньшинств. Анализ национальных и международных статистических справочников показал, что в периоды нормального функционирования социальной системы устойчивая доля безработицы, текучести кадров, ≪травматиков≫, гомосексуалистов и лесбиянок, браков между близкими родственниками, наркоманов, алкоголиков, талантливых ученых и т.д. составляет в среднем 6-7%. Обращение к естественнонаучному материалу позволило нам установить, что аналогичная доля характерна для генетической изменчивости человека и соотношения неземных и водных животных и растений. Кроме того, полученное нами значение соответствует константе развития природных систем В.Кузьмина и А.Жирмунского. В свете проведенного анализа соотношение долей 93:7 вероятно отражает функцию поддержания необходимого разнообразия в любых системах.
Завершая рассмотрение стратегий отметим, что в настоящее время доминирует вторая стратегия, т.е. развитие теории социальной системы пока идет преимущественно дедуктивным путем в то время как индукция не получила широкого распространения. В этом мы видим одну из основных проблем, которая сдерживает развитие теории.
Похожие статьи:
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А Должностная инструкция сотрудника ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Работа старшего инспектора группы социальной защи ...
Выдвижение гіпотез
Гипотеза является важнейшим элементом научного исследования. Исследование, не предусматривающее формулировки предварительной гипотезы, будет неполным и нецеленаправленным. Поэтому, формулируя задачу исследования, руководитель проекта долже ...
Социология как наука (объект,
предмет, основные функции). Социология
как наука. Объект и предмет социологии
С термином "социология" каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех "на слуху". Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разн ...