Культура как фактор социальных изменений
Страница 2

Информация » Развитие социологии » Культура как фактор социальных изменений

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру; правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они – тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука – ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия материального посредника – галстука. Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе. Культурный комплекс – совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол, С ним связаны; стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.

Культура делится на материальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им – артефакты, ибо это искусственно созданные вещи и идеи.

К базисным элементам духовной культуры относятся: обычаи, нравы, законы, ценности.

Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как надо делать и в каких ситуациях следует так поступать. Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но не в качестве основных, а дополнительных ее элементов. В любом обществе – от самого примитивного до суперсовременного – есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс. Хотя ценности и не относятся к видам культурных норм, но они входят в нормативную систему культуры наряду с другими ее элементами и выполняют в ней особую функцию.

Хотя ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в систему культуры наряду с другими её элементами и выполняют в ней особую функцию. Ценности, – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Только самое ценное в обществе подлежит охране со стороны социальных норм. Культурные нормы – разновидность социальных норм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Джордж Каспер Хомaнс (1910-1098)
Американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов теории социального обмена. Главными исследованиями Хоманса являются: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа ...

Социальный конфликт: теоретико-методологический аспекты анализа. Конфликт как социально-философская категория
Определение сущности понятия "конфликт" предполагает проведение различия между широким и узким смыслом этого слова. В широком смысле, конфликтом принято называть столкновение взглядов, идей, мнений и убеждений, которые находятся ...

Рекомендации по разработке мер для решения проблем ресоциализации осужденных, готовящихся к освобождению
Существующая система правового регулирования и сложившаяся практика социальной адаптации лиц, отбывающих наказании в виде лишения свободы, не обеспечивают в полной мере реализацию их прав и законных интересов. К тому же проблема социальной ...