Социальная работа с лицами, отбывающими наказание в пенитенциарных
учреждениях. Технологии социальной работы, направленные на
восстановление поддержание и развитие социально-полезных связей осужденнСтраница 1
Социальная работа, как известно, направлена, прежде всего, на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека или группы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи исключительною актуальность приобретает индивидуальная социальная работа, которая определяется как «использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу».
На первом этапе проводится первичное обследование. Здесь формируется первое представление об осужденном, за что он осужден, состояние здоровья, что известно о его родственниках, где проживал до наказания, наличие образования и профессии. Отмечается наличие документов, составляющих личное дело осужденного (справки о рождении, паспорт, медицинские карты, дипломы). Данные первичного медицинского освидетельствования отражают оценку общефизического состояния, результаты лабораторных исследований (группы крови, наличие хронических заболеваний), состояние нервной системы.
Психологическое обследование, проводимое совместно с психологом, в первую очередь направлено на оценку эмоционально-психической сферы осужденного, его нервной системы, особенностей поведенческих реакций на стресс. Изучается также интеллектуальная сфера. Все результаты первичного обследования должны быть отражены в специальной карте, которая оформляется на каждого обследуемого. Специфическую программу углублённого обследования и лечения, если в этом есть необходимость, разрешает врач. Существуют различные технологии психосоциальной работы, но цель их одна - поиск способов и средств по адаптации, впервые осужденных граждан и использование наиболее целесообразных форм ее осуществления.
На следующем этапе специалисты по социальной работе, собрав все необходимые документы, установив родственные и социальные связи, определяют оптимальный вариант дальнейшего способа работы с осужденным в условиях изоляции, создают предпосылки для успешной ресоциализации и социальной реабилитации граждан после освобождения из мест лишения свободы.
Врачи, в свою очередь, готовят сведения в раздел «Соматический статус», где даётся определение группы здоровья, типа физического развития, неврологического статуса, хронических заболеваний, пороков развития. В отдельных случаях указывается необходимость проведения комиссии по установлению инвалидности. В ходе проведения вышеизложенного обследования устанавливаются ориентиры для социальной адаптации.
1. Наличие мотивации на трудовую деятельность.
2. Способность к овладению новыми навыками.
3. Обоснование к поощрению, наказанию.
4. Уровень общительности, открытости.
5. Степень активности, инициативы, ответственности, индивидуальные склонности.
6. Внешняя культура поведения.
7. Отношение к нормам морали, права.
8. Отношение к курению, употреблению алкоголя и других токсических средств, особенность сексуального поведения.
Таким образом, после составления карты, проведения обследования состояния осужденного формулируются выводы относительно дальнейшей социально-психологической адаптации посредством привлечения, осужденных к труду, организация их быта и досуга, повышение образовательного уровня и занятий физкультурой и спортом [14, с.245].
Похожие статьи:
Проблема
бедности в России.
Общая оценка численности маргиналов, которая получена на основе специального социологического обследования[6] по России в целом, составляет не меньше 10% от городского населения. Особенность процесса маргинализации Российской популяции ...
Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера
Для начала необходимо осветить вопрос этногенеза японцев. Данная проблема все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов. В советск ...
Задачи семейного воспитания, где есть
дети-инвалиды.
Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ...