Основные направления социологииСтраница 1
Существует несколько направлений в социологии. Направление социологии – это объединение социологов, разделяющих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки.
Школа социологии – союз социологов-единомышленников, имеющий: а) четкие пространственно-временные границы; б) признанного лидера или лидеров; в) более или менее выраженную формализованность.
Альтернативная социология – леворадикальное направление в социологии, противопоставляющее себя академической и прикладной социологии. Исследования, проводимые альтернативной социологией, направлены на поддержку альтернативных движений и гражданских инициатив.
Аналитическая индукция – по Ф. Знанецкому - форма индукции, основанная на интенсивном исследовании особых случаев с целью выявления их сущностных характеристик и перенесения этих характеристик на остальные случаи.
Аналитическая школа – направление в социологии, рассматривающее в качестве основного объекта социологического исследования социальное действие индивида, его индивидуальное сознание, механизмы осмысления и оценки им ситуации, в которой он действует.
Опираясь на метод аналитической индукции, аналитическая школа: а) делает основной акцент на изучение индивидуального внутреннего мира, установок, ценностных ориентаций индивида; б) стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного исследования конкретных случаев и выделения их определенных типов (метод типичных случаев).
Биологический детерминизм – биологическое направление в социологии; тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения социальных явлений.
Географическая школа в социологии – направление социологии, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды.
Естественнонаучная школа в социологии – установка на применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим для природной и для социально-исторической реальности.
Математическая школа в социологии – направление в социологии, возникшее в первой половине 20 века, основоположники которого А.Ципф, Э.Додд и другие считали, что социологические теории достигают уровня научности, если они выражены языком математики.
Социальная критика – направление в социологии, главной задачей которого является критический анализ существующих теорий общества и создание такой социологии, которая могла бы способствовать преобразованию и улучшению существующего социального мира.
Социальная критика распространяется на проблемы личности, отчуждения, бюрократизации, дегуманизации труда, преступности, наркомании и т.д.
Социологический радикализм – тенденция в некоторых направлениях социологии, направленная против принципа научности социологического знания.
Сциентизм - течение в социальных науках, ставящее задачей уподобление социальных наук естественным как по методам, так и по функции в обществе.
Формальная социология – направление социологии, придающее особое значение понятию социальной формы, противопоставляющее ее содержанию социальных процессов. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии.
Фрейдизм в широком смысле направления в психиатрии, психологии, социологии, антропологии, объясняющие явления человеческой психики и общественной жизни с помощью учения З.Фрейда.
Чикагская школа в социологии – направление в американской социологии, сложившееся в 1920-е гг. и представленное группой исследователей Чикагского университета. Теоретическую основу чикагской школы составляют идеи Парка. По Р.Парку в основе всех социальных процессов и явлений лежат четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция.
Похожие статьи:
Основные
концепции изучения и измерения бедности.
Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности (а, соответственно, и источники расхождения в оценках ее масштабов) исходят из трех основных концепций: абсолютной
, основанной на формальном соответствии доходов установле ...
Методы анализа данных
Делая выбор метода анализа данных, я остановила выбор именно на регрессионном анализе, поскольку он способен объяснить взаимосвязь между многими переменными и показать, как один показатель зависит от остальных. Это именно то, что требуется ...
Иппотерапия как метод реабилитации детей – инвалидов
Использование лечебной верховой езды (ЛВЕ) – иппотерапии – для реабилитации детей, имеющих физические или умственные ограничения, это высокоэффективное и уникальное реабилитационное воздействие на физическую и психическую сферу ребёнка. Пр ...