Общество как система многообразных отношений и взаимодействий людей
«Здравомыслящий человек не позволяет другим управлять собой, но и сам не стремится управлять другими; он хочет, чтобы всем правил один только разум». Ж. Лабрюйер
Современная наука изучает общество как сложную саморазвивающуюся систему с точки зрения его структурной организации, то есть взаимоотношения составляющих его основных подсистем и элементов; а также с позиций выявления факторов социальной динамики через описание основных этапов, причин, форм, характера и типов социальных изменений.
В социальную систему входят:
· экономическая подсистема – производственно-распределительные связи и отношения (производства, обмена, распределения и потребления), основанные на распределении труда и распределении людей в рамках социальной структуры общества по профессионально-кастовому признаку. В нее входят социальные слои (страты), сословия, цехи, профессии и т.д.;
· политическая социальная подсистема – это управляющая подсистема с соответствующими органами руководства (от вождя племени до парламента и президента республики), политическими организациями и общественными объединениями. В рамках этой подсистемы также выделяют различные социальные группы: прежде всего управляющие и управляемые – от государственного управления до управления в семье или в первичном производственном, учебном коллективе. Высшие «этажи» этого управления и приобретают характер политической подсистемы;
· социальная подсистема (включающая в качестве подуровней правовую, религиозную, духовную и др.) – это довольно сложная форма социальных связей и отношений, основанная на этнических, демографических, национальных, культурно-образовательных, религиозных и иных связях между людьми, представляющая собой естественный процесс формирования разнообразных социальных групп и общностей людей. От характера взаимоотношений людей внутри этих общностей зависит социальный климат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей в обществе, их совместные или индивидуальные действия.
Все эти три социальные подсистемы существуют не изолированно, а взаимно дополняют и пронизывают друг друга: таким образом, социальная подсистема проникает в производственную и управляющую сферы, и наоборот, Например, один учебный коллектив могут составлять люди разных национальностей, возраста, пола и конфессий с проявлением особых, порой специфичных, форм внутреннего самоуправления.
Похожие статьи:
История российских профсоюзов
В России профсоюзы возникли на 100 лет позже, чем в западноевропейских странах и США, т.е. на рубеже XIX и XX веков[1]. Начало XX столетия ознаменовалось для России революционными потрясениями. Борьба народных масс против самодержавия, за ...
Социальный интеллект в контексте гендера. Состояние
проблемы социального интеллекта в современной науке
Для объемного рассмотрения темы данной работы, как уже сказано выше, необходим ее анализ в работах различных авторов в разное время изучавших эту тему. Для понимания разности социального интеллекта мужчин и женщин целесообразно его разност ...
Технология опеки и попечения
Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации. Усыновление (удочерение) – это специальная мера защит ...