Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежьюСтраница 3
При этом молодому человеку желательно осуществить "пробу11 своих сил в области избираемой профессии, просмотреть ее в "действии", почитать соответствующую литературу и сориентироваться, сможет ли он избрать это профессию на долгие годы.
Принцип самостоятельности. В процессе профориентации предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся. следует совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию. Педагогическое руководство и контроль должны занимать свое место. однако окончательное право в выборе профессии остается за школьником.
Принцип свободы выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояние здоровья. Наше государство каждому гарантирует равный и свободный выбор профессии с учетом интересов общества.
По мнению Н.Н. Захарова и Н.Н. Чистякова, соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии. Правильный выбор профессии - необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонностями и способностями. Правильный выбор профессии обеспечивает и целый ряд производственных результатов: быстрое овладение профессией, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины и т.п. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мере частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям - к увеличению времени ученичества и трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний и производственных травм и т.д. [13-с. 79-84].
В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.
Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение; анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.: анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах. семье и т.д.; анкетирование; беседу-интервью; метод обобщения независимых характеристик; статистический метод; аппаратурный метод; тестовый метод; педагогический эксперимент.
Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов. склонностей, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.
Воспитательный аспект необходимо активно реализовывать и в тех случаях, когда избираемые учащимися профессии не предъявляют повышенных требований к человеку. В таком случае необходимо разработать мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития им любви к избранной профессии.
Такие исследователи как Г.А. Буянова, С.С. Мартынова, Н.И. Калугин и др. указывают на то, что на профориентационное самоопределение учащихся положительно внимание оказывает изучение с ними факультативных курсов, соответствующих их профессиональными интересами.
В процессе ориентации учащихся на рабочие профессии школам необходимо держать тесную связь с учебными заведениями системы профессионально-технического образования. Совместные усилия общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ в деле организации профессиональной ориентации учащихся на рабочие профессии могут дать большой эффект. В этом плане заслуживают внимания такие формы работы:
1. Беседы со школьниками о значении профессии, которым обучают профессионально-технические училища.
2. "Экскурсии школьников в профтехучилища и на их базовые предприятия с целью ознакомления с различными рабочими профессиями.
3. Показ кинофильмов о жизни и учебе воспитанников профтехучилищ.
4. Оборудование в школах выставок и стендов, раскрывающих содержание учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах и подготовку молодых рабочих разных профессий.
5. Организация вечеров-встреч с учащимися профтехучилищ.
Похожие статьи:
Основные функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. С ...
Приложения
Приложение 1 Элементы и организационные формы системы социальной защиты населения Социальное страхование Социальное обеспечение Социальное обслуживание Социальная помощь а) обязательное страхование; а) пенсии; а) социальные услуги; а) дене ...
Влияние теневой экономик на социально – экономическое развитие страны.
Довольно скоро обнаружилось, что неформальная экономическая деятельность существует отнюдь не только в странах 3-уго мира. В 70-г. неформальные экономические структуры стали обнаруживаться и в высоко развитых странах Запада. Из публикации ...