Генетическая социология Михаила Грушевского
Страница 1

Информация » Формирование социологической мысли на Украине » Генетическая социология Михаила Грушевского

Видный общественный деятель и ученый М.С. Грушевский (1866–1934) является лидером институциализированной социологии в Украине. Он широко известен как историк, этнолог, фольклорист, политический деятель и, наконец, как первый президент Украинской Народной Республики (1918 г.), органически сочетавшим научно-исследовательскую и практически-политическую деятельность. Его теоретико-методологические подходы формировались под влиянием концепций Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, с которым Грушевский общался во время пребывания в Париже. Дюркгеймовская «новая теория познания», прежде всего «правила социологического метода» определили направление его собственных аналитических исследований. Можно утверждать, что Грушевский как социолог сформировался в русле классической позитивной традиции: французской социологической школы Э. Дюркгейма, антропологических идей Л. Леви-Брюля и психологических подходов В. Вундта.

На основах и принципах классической социологической традиции был основан Грушевским в 1919 г. в Вене первый Украинский социологический институт, просуществовавший до 1924 г. В работах Грушевского и его сподвижников В. Старосольского, М. Шестопака, Д. Антоновича, В. Липинского раскрывались различные стороны прошлой и настоящей жизни Украины. Преобладала социо-антропологическая проблематика развития общества, его первоначальных форм и законов эволюции.

Эту проблематику Грушевский называл «генетической социологией». В своем главном социологическом труде «Зачатки общества (генетическая социология)» он анализировал причины и факторы образования социальности, возникновения и существования человеческого общества, теоретически осмысливал фундаментальные социокультурные сдвиги и переломы в развитии человечества, формы человеческой жизнедеятельности, наиболее четко проявившиеся в процессе индустриализации западноевропейских стран. Специфические процессы, сопровождавшие капиталистические отношения, кризис традиционных институтов (семьи, соседских и цеховых отношений и т.п.), возрастание специализации труда, возникновение крупных промышленных центров, урбанизация, возникновение новых прослоек управленцев, сращивание промышленной и государственной бюрократии и т.п. по мысли Э. Дюркгейма и его последователей, вели к утрате «органической солидарности» и возникновению «механической солидарности». Обострился вопрос: что же вообще делает общество обществом? В поиске ответа на этот вопрос Грушевский ставил целью своих исследований: во-первых, доходчиво и популярно ознакомить широкие круги украинской общественности с новыми течениями в социологии; во-вторых, вычленить и прокомментировать основные методологические проблемы исследования форм общности, определить универсальные подходы, доступные в украинской реальности; возродить интерес отечественной науки к социологическим исследованиям, приступить к разработке «генетической социологии» в украиноведении; в-третьих обосновать свою оригинальную концепцию становления социальности, выявить механизмы и законы трансформации человеческого общества, ответить на вызов времени, проповедовавшего «реакцию против индивидуализма и классовости», или возвратить чувства уважения к коллективизму и солидарности, соединить таким образом в мировоззренческо-методологическом плане социализм и позитивизм.

Противостояние индивидуалистических и коллективистских тенденций их периодическое формированте в общественном развитии, по мысли Грушевского, определяет ритм социальной эволюции и является объектом исследования всех социальных наук.

Социологическая теория М. Грушевского направлена прежде всего на выяснение зачатков общности, историко-культурологическое ее исследование. Он стремится аргументировать тезис, что то, что называют общностью есть ни что иное, как «организованное человеческое множество», объединенное чувством солидарности и надежными формами сотрудничества. Каждое общество «всегда и везде» возникало и развивалось таким образом. И важно потому, выявить и проанализировать «организационные формы совместной жизни и кооперации», определить степень их универсальности. М. Грушевский правильным считал подходить к пониманию обществ и народов, уделяя большое внимание элементам целесообразности и моральности, посредованной человеческой воле как важнейшим факторам общественного объединения. Таким образом, М. Грушевсий ратует за разумный баланс детерминистики описательных подходов, за объединение объективизма и психолого-культурных принципов в рамках социологического познания начала ХХ столетия.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

История неформального движения. Причины возникновения
За период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первых дружинников. 1) Волна неформалитета после революционные годы ...

Понятийный аппарат, соотношение базовых категорий. Соотношение категорий «труд», «отдых» и «досуг»
Противоречие «работа - досуг», заложенное еще Аристотелем, было продолжено марксистским признанием приоритета материального продукта и производства над другими видами и результатами труда, а затем было фетишизировано и часто неосознанно во ...

История социальной рекламы
Родоначальниками социальной рекламы считаются США и Великобритания, а наработанный опыт наиболее показателен и успешно используется в других странах. Государство - важнейший участник рынка социальной рекламы за рубежом. Практически с момен ...