Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью
Страница 1

Информация » Социально-педагогическая работа с безработными гражданами » Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью

Одной из важнейших задач является подготовка учащихся к общественно полезному труду, помощь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом социального заказа общества, т.е. вести научно обоснованную работу по профессиональной ориентации. Она включает в себя профориентацию в средних общеобразовательных школах. в профессиональных учебных заведениях, консультации молодежи в кабинетах профконсультации или ориентации, профессиональную информацию и трудоустройство взрослых через бюро профинформации, профориентационную помощь в кабинетах профессиональной ориентации.

Условием экономического подъема является повышение дисциплины трудящихся, умения работать, способности, интенсивность труда, лучшей его организации. Осуществление этого условия велико значение профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Назначение и содержание профессиональной ориентации зависит от производственных отношений, от потребностей общества и экономики, от нового подхода к человеку, труду и собственности. В центре профориентационной работы ставится человек и его интересы.

Главное условие профориентации - свободный выбор профессии. который неотделим от сознательности, а сознательный выбор профессии от критической оценки своих способностей.

Современные темпы и объем развития народного хозяйства, специализация производительного и непроизводительного труда, обилие специальностей, предлагаемых школам профессионального обучения, достигли таких масштабов, что молодой человек без особой подготовки не в состоянии разобраться в многообразии профессий и сделать верный выбор. Планы школьников на будущую трудовую жизнь часто не соответствует потребностям народного хозяйства. Возникает необходимость научного управления процессом свободного выбора профессий, которое называют профессиональной ориентацией [13-с. 46-49].

Как же управлять процессом свободного выбора профессии? Для этого необходимо создать систему профориентации, исходя из потребностей народа и современного состояния школы.

Выпускники 9-11 классов должны решить, где продолжить учебу, какую выбрать специальность при поступлении в школу профессионального обучения или при устройстве на работу. В обоих случаях сознательный выбор профессии труден, поскольку выбор осуществляется впервые. Чаше всего этот выбор - дело случая, выпускники школ мало задумываются над тем, будет ли их первая профессия постоянной или временной. Нет сомнений, что именно школа должна помочь юношам и девушкам найти "свою" профессию. соответствующую их способностям. Современная школа располагает для этого определенными возможностями.

Выбор - сложное психическое действие. Оно особенно осложняется тем, что нужно выбирать безошибочно, с перспективой. с предусмотрением возможных последствий выбора. Именно такого выбора требует будущая квалифицированная работа, ибо приобретенная профессия - это область долговременной деятельности, которая предъявляет определенные требования к физическим и психическим особенностям человека.

Изучение профессиональной действительности в самопознание -основа правильного выбора будущей работы. Чтобы молодые люди приняли обоснованные решения в конкретной ситуации, надо помочь им в момент выбора профессии. И сделать это должны взрослые, Профессиональная ориентация требует высокой психологической культуры педагогов. Педагогические коллективы должны не только всесторонне изучать своих воспитанников, их отношения со средой, но и уметь прогнозировать их трудовые качества, способности, выявлять призвания личности, а потом ориентировать человека на соответствующую практическую деятельность.

Формирование профессиональной направленности - сложная задача. Информации о рабочих местах, о реальных условиях в той или иной сфере деятельности недостаточно. Человек хочет знать, какой трудовой и жизненный успех его ждет, каковы перспективы при работе по избранной специальности? Что можно ответить на это в условиях работы школы? Кто может прогнозировать трудовое будущее юноши, выбирающего профессию'?

В условиях школы прогнозировать будущие трудовые успехи ученика можно лишь на основании анализа его деятельности. Поэтому необходимо предоставить ученику разнообразные возможности участия в труде по предусматриваемой специальности, чтобы он. выполняя простую работу, добивался успеха, лучше узнавая особенности выбираемого труда, развивая свои способности. Такая активизация в работе с молодежью обязательная с точки зрения современной профессиональной ориентации [29- с 58-61].

Рассмотренные признаки школьной профессиональной ориентации дали определение ее сущности. Это - специально организованная система воспитательной и образовательной работы, ставящая целью формирование профессиональной направленности учащихся, их способности сознательно выбирать профессии с учетом общественных потребностей и оказание им помощи в самоопределение при выборе. Под профессиональной направленностью здесь понимается целесообразное сочетание профессиональных ценностей, интересов, склонностей, устремлений, а под способностью сознательно выбирать профессию - самосознание и знание профессиональной действительности, обоснованное принятие решении в конкретной ситуации выбора. Помощь при выборе консультации медицинская, психологическая, социологическая и экономическая. Следовательно, профессиональная ориентация становится педагогической, психологической и социальной проблемой, ибо речь идет о руководстве профессиональном развитии личности; о расширении профессионально-социального опыта. Формировании профессионально-социальной направленности, способности к самопознанию и самооценке, к сознательному выбору профессии. Таким образом, она является наукой, теорией о принципах, методах и содержании руководства развитием личности, способной оптимально применить особенности своей индивидуальности в профессиональном учении и труде. Термин "профессиональная ориентация" вошел в употребление в начале XX в. во Франции, Бельгии. Применяемое нами понятие "профессиональная ориентация" обозначает и теорию и деятельность по развитию всесторонней личности.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Последовательность действий исследователя
Перед тем, как приступать к исследованию, нужно хорошо уяснить себе общую логику проведения исследования. В целом мы анализируем качественную информацию индуктивно, поднимаясь от непосредственно наблюдаемых данных к более обобщенным предст ...

Теоретические аспекты социального обслуживания населения. Социальная защита: понятие и сущность
Новое жизнеустройство общества, экономическая реформа, переход к многообразию форм собственности, общественная практика требуют теоретической разработки и обоснования такой категории как «социальная защита». Эта категория выполняет роль си ...

Социальная реклама и специфика ее развития в России
Функционирование и развитие социальной рекламы в России осуществлялось в основном в русле общемировых тенденций. Реклама советского периода была не слишком разнообразной, большей частью политизирована и идеологизирована. Она выполняла ряд ...