Социально-педагогическая работа с безработными гражданами
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально- экономических проблем. Одна из них - проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, непроизводственной деятельностью.
Безработица представляет собой проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Если безработица широко распространена, она оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Ее жертвами становятся миллионы рабочих, их семей, целые городские и сельские районы.
Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Как отмечает Висенс М., хотя она и может оказаться созидательным, мобилизирующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше несколько недель.
Исследователями отмечается, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья и уровне смертности, пристрастии к алкоголю и другим психоактивным веществам. Более того сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (возникают депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь.
В этой связи особенно актуальным становится изучение современных процессов, происходящих на рынке труда, а также последствий роста безработицы и особенностей социальной и социально- педагогической работы с безработными гражданами.
Особенно важной является проблема молодежной безработицы. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование, в результате чего многие из них вынуждены работать не по специальности.
Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних пяти лет составляет 30 % и выше.
Проблема молодежной безработицы и безработицы в целом имеет далеко идущие последствия. Как правило, незанятость человека и в связи с этим финансовые трудности могут привести к совершению преступлений (воровство, грабежи). Такие явления как наркомания и алкоголизм стали в последнее время частыми спутниками безработных граждан.
Несомненно, существуют также и психологические проблемы. У тех, кто не может найти себе работу, наблюдаются значимые изменения в оценке своей компетентности, активности, удовлетворенности жизнью.
Проблема безработицы, и в частности, молодежной безработицы наиболее широко отражена в работах Н.Н. Абакумова, В.П. Белова, И.Д. Бестужева- Лады, В. Верма, Н.А. Дунаевой, Л.А. Йовайша, И.К. Заславского, Ф. Механа, Р. Хуссуманса и др.
Проблемой нашего исследования является выявление причин и последствий молодежной безработицы и определенных возможностей их преодоления. Несомненно, данную проблему необходимо решать на государственном уровне. На данный момент государство предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации. В настоящее время для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи создаются службы занятости, осуществляющие комплексное урегулирование вопросов трудовой сферы и решение вопросов трудоустройства и безработицы. Но, как представляется, непосредственная работа с молодежью, еще только начинающей искать свой профессиональный путь должна носить превентивный характер. В частности это профориентационная деятельность, направленная на оказание помощи школьникам сознательно выбирать профессию с учетом социального заказа общества и собственных способностей и интересов, поскольку, как отмечают многие исследователи (К.Х. Брайкер, Н.Н. Захаров, А.Д. Сазонов и др.) неправильно выбранная профессия, не соответствующая способностям и возможностям человека также является основным фактором безработицы.
- Социально- экономическая сущность безработицы. Основные понятия и характеристики безработицы
- Молодежная безработица
- Социальные последствия молодежной безработицы
- Социально- педагогическая работа в сфере решения молодежной безработицы. Методы и формы социальной работы с безработными.
- Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью
- Методы профориентационной работы социального педагога.
- Заключение
Похожие статьи:
Исследование проблемы осужденных, готовящихся к освобождению из исправительной
колонии (На примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области)
Современная правовая реформа предполагает новые подходы к решению проблемы подготовки к освобождению от уголовного наказания. В законодательной и правоприменительной практике в этом направлении появляется немало прогрессивных и перспективн ...
Рациональная и разъяснительная психотерапия
Важную роль разъяснительной психотерапии в системе лечения больного и, особенно, в системе психотерапии, подчёркивал ещё В.М. Бехтерев. Она высоко оценивается и современными психотерапевтами. Разъяснительная психотерапия может проводиться ...
Интегративная модель досуга (Дж. Келли)
Американский ученый Джон Келли, обобщая эти концепции, выделяет два теоретических направления в созданной им интегративной модели: - Социальная модель досуга, определяемая социальной детерминацией, изучает формы участия в нем различных соц ...