Концепции досуга и рекреации в современной социологии. Модели и признаки досуговой деятельности
Страница 1

Информация » Социология досуга » Концепции досуга и рекреации в современной социологии. Модели и признаки досуговой деятельности

Современная социология располагает широким диапазоном досуго-вых концепций (лат. conceptio - мысль, понятие системы, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности), которые опираются на большинство макросоциологических теорий.

Концепция должна объяснить социальное явление и дать обоснование методологии и методики конкретного исследования и быть операциональной. Концепции досуга всегда связаны с историческим и культурным контекстом и изменяются в процессе развития человечества и социологического знания. Поскольку функции рекреации и досуга сливаются, мы будем рассматривать их в совокупности, согласно зарубежной и отечественной традиции.

Наиболее полно концепции досуга классифицированы М. Капланом и Дж. Шивере. Разница состоит в определении места, ранга функции) досуга и рекреации, поэтому мы ограничимся их перечислением и краткой характеристикой.

В гуманистической модели концепция досуга рассматривается как цель жизни и идеал (Это характерно для современного Китая.).

Из современных западных ученых ее придерживаются С. Де-Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости. Все эти точки зрения близки к греческому идеалу досуга как способности души быт! свободной.

Гуманистическая или гедонистическая теория была заложена еще Аристотелем, рассматривающим досуговую деятельность как высшую форму проявления творческого начала: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение. Основным является то, что это самосознание совершается не по необходимости. ;

Терапевтическая модель рассматривала досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структура человека. А кальвинизм рассматривает его как релаксацию и восстановление сил после труда.

Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент (метод статификации).

Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж. Шивере) и отечественных ученых.

Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.

Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.

Экзистенциальная рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер), учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Но эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов.

Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазадье, который, как и Дж. Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей. У Дж. Шивере на первом месте стоит функция рекреации.

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников.

Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

Многомерность методологических подходов и исследовательских направлений целесообразно рассматривать не как взаимоисключающие,

влюблен Т. Теория праздного класса. М. Прогресс, 1984, а взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить признаки досуговой деятельности. Таковыми становятся:

1. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности;

2. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Культура как фактор социальных изменений
Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, кот ...

Сущность социальных технологий
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий. Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления ...

Агенты и инструменты социального контроля
Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они ...