Методы профориентационной работы социального педагога.Страница 1
Проведение профориентационной работы является одним из направлений деятельности школьного социального педагога, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами- специалистами- служб занятости населения.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
По мнению Н.Н. Чистякова и Г.А. Буяновой, важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение- сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.д.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, друзья и др. при этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед социальным педагогом стоит довольно сложная задача- исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана часть профпросвещения.
Планирование работы по профпросвещению в школе, в частности, по профпропагнде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Исходя из того, что профпросвещение процесс активный, следует больше опираться на такие метода работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации [30- с. 11-18].
Как считает А.Д. Сазонов, положительные результаты профпросвещение будет иметь тогда, когда данная работа будет проводится с умелым педагогическим тактом. Он выделяет следующие направления работы в этой области:
- формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
- в процессе проведения работы необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
- профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
- ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу [29-с. 35-38].
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят социальный педагог, классные руководители с привлечением специалистов различных профессий.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
Похожие статьи:
Классификация, типы и виды проявления конфликтов
1. Личностный конфликт. Такие конфликты происходят внутри человека в связи с его переживаниями, недовольствами. Однако часто конфликт в душе одного человека выливается в групповой конфликт. К примеру, мужчине не нравится то, как к нему отн ...
Социальное сиротство как важнейшая проблема
современной жизни. Причины
социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких дете ...
Проблемы и тенденции изменения досуговых предпочтений россиян на рубеже веков. Проблема досуговой деятельности в ситуации социально-экономических
реформ
Сложный исторический период, переживаемый нашей страной, делает необходимым новое осмысление социально-культурных процессов, характерных для мировой и отечественной практик. Процессы коренных социально-экономических преобразований, демокра ...