Субъекты социально-досуговой рекреацииСтраница 4
Невысокий уровень социально-экономического развития страны, ус-тановка на существующие традиции как на пережитки прошлого, обусловливали проведение жесткой регламентации и приобщения к идеологии и соответствующей ей простым формам культурной жизни.
Становление демократических норм жизни выявили ориентации на более возвышенный характер деятельности и эмпирические исследования подтвердили эту тенденцию19. Существенные изменения произошли в молодежном досуге, общие тенденции в современной досуговой деятельности проявляются:
- в повышении самоценности и автономизации молодежи;
- в доминировании культурно-потребительских видов и форм;
- в интернационализации содержания и форм времяпрепровождения;
- в расширении диапазона и интенсификации инновационных пр цессов в культурно-досуговой деятельности;
- в стихийно-групповом характере проведения досуга;
- в нарастании гедонистических и статусно-престижных моделе время препровождения;
- в нарастании опасности превращения свободного времени в «зо-ну» повышенного риска (экстремальные виды спортивных игр развлечений, а также рост алкоголизма, наркомании, влекущих собой деструктивные формы поведения с явными признаками бездуховности и деморализации личности).
Асоциальные виды досуговой деятельности имеют явные и скрытые формы. Они обусловлены дистанцированием от признанных форм общественной жизни и деятельности, ростом индивидуально-гедонистических мотивов, неприятием любых форм общественного и родственного контроля, распространением пьянства, токсикомании и наркомании, проституции и хулиганства.
Кризис основных институтов социализации молодежи и общества в целом на переходном этапе от тоталитарной к демократической модели развития приводит к отчуждению от основной сферы деятельности человека - труда и основных институтов социализации - семьи, учебного заведения, трудового предприятия. А гипергедонистические устремления молодёжи сформированы рекламой и западными телесериалами.
Модели современной организации досуга.
Разрушение социокультурной программы социализма привело к образованию «вакуума», стихийному формированию плюралистического процесса. Негативные стороны спонтанного формирования досуговой сферы проявляются в эмпиричности, эпигонском восприятии и следовании далеко не лучшим зарубежным образцам, коммерциализации и нигилистическим отношением к прошлому опыту, с одной стороны, и не всегда обоснованные попытки возрождения явных анахронизмов с другой, привели к необходимости выявления истинных потребностей общества в разнообразии форм и гуманизации досуга.
Возникла задача своевременного анализа структурных изменений в социальных субъектах досуга и его менталитете.
Создание социальной защиты работников культуры и социально-педагогического регулирование процессов требуют:
- сведения до минимума влияния рынка на возможности сохранения свободы выбора форм досуговой деятельности субъектами вне зависимости от финансово-экономических ограничений;
- разработки культурологического и аксеологического подходов к профессиональной деятельности и образу жизни;
- изменения характера организации и управления досуговой деятельностью.
Формирование научной социокультурной программы массового досуга - одно из требований коренных интересов общества, и её следует Рассматривать как самоорганизующуюся систему.
Похожие статьи:
Характеристика отдельных субкультур
Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты. Внешний вид, форма одежды: независимо от поло – длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокр ...
Проблемы социальной политики России и пути их решения
I. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем [17, C.63-65]. Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве. Эта проблема возникла в связи с мн ...
Простые методики
Анкетирование – одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально–психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому ли ...