Социальные услуги как объект социологии досуга, рекреации и управления. Социальные услуги в курортно-туристических зонахСтраница 1
Социальные услуги - специфические формы общественной жизнедеятельности, подвид экономического, культурного, досугово-рекреационного воспроизводства жизненных ресурсов. Это форма человеческой деятельности, обращенная к человеку и проявляющаяся в заботе о нем.
К услугам социального назначения относятся бытовые, правовые, информационно-развлекательные, туристическо-экскурсионные, спортивные базы и учреждения. Все они во взаимодействии друг с другом создают рекреационный эффект. При этом немаловажную роль играет и производственная инфраструктура. От жилищно-коммунальной, транспортной, торговой инфраструктуры, связи и планомерного финансирования во многом зависит качество досугово-рекреационных услуг.
Процесс оказания услуг сложный экономический феномен, конечный продукт которого, помимо товарно-денежной формы, включает в себя сложный процесс взаимоотношений, положительный эффект которых достигается соответствием формы обмена и потребления форме и значимости производства услуг.
Социально-экономические особенности потребления социальных услуг указывают на совпадение процесса пользования с его результатом. Производство, распределение, обмен, потребление рекреационных услуг - особая для рекреационной зоны форма общественного разделения труда, в которой переплетаются личные и общественные интересы. А проблемой становятся не только разнообразные потребности отдыхающих, но и вся социально-культурная сфера курорта.
В социально-рекреационной деятельности используются природные, а также общественные материальные и духовные ресурсы для оказания определенного вида социальных услуг.
С переходом на экономико-рыночные отношения в них постепенно вступают социальные институты досуга. Им предоставляется свобода выбора целевого рынка, способы выхода на него, методы привлечения публики.
Но рыночные отношения реализуются в социально-досуговой сфере в форме равноправной конкуренции между негосударственными структурами (кооперативами, арендными предприятиями, акционерными обществами) и государственными учреждениями, вынужденными работать в новых условиях.
Рыночные отношения требуют новых условий хозяйствования, ориентирующих учреждения этой сферы на увеличение своей аудитории. Новые учреждения предоставляют возможность более широкого выбора.
Задачи эмпирических социологических исследований тут совпадают с задачами и возможностями применения маркетинга в культурно-досуговой сфере.
Деятельность учреждений культуры как объект маркетинговых исследований имеет свои особенности: они непосредственно ориентированы на человека, носят индивидуализированный характер и не могут существовать без контакта с потребителем. Это обусловливает особую важность всестороннего изучения аудитории, мотивации ее выбора. (Ушла в прошлое ориентация на усредненного читателя, посетителя выставки, музея, спектакля, дискотеки, спортклуба). Нужна продуманная система рекламы услуг, системы ценообразования, влияющая на выравнивание спроса.
В основе принятия решений лежит информация о состоянии рынка, запросах аудитории, ценности культурных программ.
Прогнозирование спроса возможно лишь на основе конкретно-социологического анализа реальной и потенциальной аудитории, ее социально-демографического, социально-психологического плана, ее культурных потребностей, характера частоты посещения данного и "конкурирующего" учреждения.
В конкуренции выигрывает то культурно-досуговое учреждение, чья
программа "завоюет" свою публику. Поэтому услуги должны отличаться по характеру, качеству, формам реализации.
Помимо этого необходима организация рекламной кампании по продвижению на рынок, ориентации на будущих потребителей, возвышение их потребностей, воспитания привычки и вкуса к данному способу времяпрепровождения и досуговой деятельности.
И тут важна не единичная акция, а проект, рассчитанный на протяжение всего цикла действия культурно-досуговой услуги: от первичной информации о предстоящем выпуске до воспитания у потенциального потребителя готовности к участию в акции, усвоению художественной ценности и т.п. на завершающей акции у потенциального потребителя должен быть вызван ряд последовательных реакций: осведомленность знание расположение предпочтение признание.
Подчеркивая восприятие спектакля со всей атмосферой театра, Станиславский говорил: "Театр начинается с вешалки". В создании особой атмосферы, помимо руководителей и участников культурно-досуговых центров, участвуют и работники касс, контролеры, гардеробщики, работники буфета, что составляет культуру обслуживающего персонала. На качество восприятия зрелищных мероприятий влияют такие факторы, как интерьер, акустика, комфортабельность фойе и зрительного зала, проекционной аппаратуры. Другие требования предъявляются к деятельности любительских объединений по интересам, спортивно-игровой деятельности. Помимо комфортных условий тут важен уровень технической оснащенности, инвентаря, сооружений.
Похожие статьи:
Развитие центров социального обслуживания граждан в России
Суть социальной работы с людьми «третьего возраста» - прежде всего, в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она должна обеспечить уд ...
Причины миграции
С начала ХХ века произошло значительное усиление такого процесса как миграция. К началу ХХ1 века в мире насчитывалось 36-42 млн. только трудовых мигрантов, с членами их семей –80-97 млн. чел, а по некоторым оценкам – даже 120 млн. чел. ...
Туризм, его значение, условия и факторы развития
Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой в стихийной форме и в виде общественного производства. Одна из необходимостей контактов - восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и ...