Национальная и государственная безопасностьСтраница 4
Если цели, отражающие так или иначе сформулированные национальные интересы, не достигаются, или их осуществление наносит явный ущерб интересам личности и нации, это означает, что формулировка национальных интересов не соответствуют интересам нации.
Реализация действительных интересов нации совершенствует нацию, реализация ложных интересов приводит к деградации или разрушению нации. Если ложно определить нынешние интересы России, то результат не заставит себя долго ждать.
Для того чтобы интересы нации реализовывались через внешнюю политику, требуется соответствующий аппарат, обычно включающий в себя министерства иностранных дел, обороны и т.д. Хотя формально каждый из этих институтов отвечает за одно направление внешней политики, на практике они часто дополняют друг друга, а иногда и мешают друг другу. Главная их функция – реализовывать политику, в том числе и политику безопасности, конечная цель которой заключается, как минимум, в защите фундаментальных интересов и ценностей, как максимум – в беспредельном расширении их объема. В свою очередь политика национальной безопасности дробится на множество политик безопасности в зависимости от их функциональной направленности и восприятия "угроз" нации: политика военной, экономической, технологической, экологической, информационной, культурной и прочей национальной безопасности.
Политика национальной безопасности может принимать разнообразные формы и использовать различные средства: экономические, дипломатические, военные и т.д. Все нации, проводя политику национальной безопасности, защищают свои интересы, разница заключается лишь в том, какими финансовыми ресурсами обеспечивается эта политика. Понятно, что ее финансирование определяется не только целями нации на международной арене, но и ее финансовыми возможностями, которые в свою очередь зависят от экономического потенциала страны. Например, если государство претендует на роль великой державы и при этом выделяет на внешнюю политику 1 млрд. дол., заранее можно сказать, что его попытки обречены на провал, ибо, как показывает практика великих держав, для завоевания подобного статуса необходимо как минимум в 50–60 раз больше. Но если государство тратит на внешнюю политику, допустим, 50 млрд. дол., а его экономический потенциал, определяемый через ВВП, составляет около 250 млрд., то оно начнет себя разорять, поскольку для поддержания внешнеполитических расходов на таком уровне требуется ВВП не ниже 1 трлн. дол. В Советском Союзе больше половины экономики работало на внешние цели, это стало одним из важнейших факторов развала государства.
Другими словами, все звенья цепочки: "международная безопасность" – "национальные интересы" – "национальная безопасность" – "внешнеполитический потенциал" – "экономический потенциал" – взаимоувязаны, что обязывает выполнять оптимальное соотношение между затратами на внешнюю и внутреннюю политику.
При несовпадении фундаментальных национальных интересов двух стран выигрывает та, которая тратит большие суммы на политику национальной безопасности или на внешнюю политику вообще и при этом не разоряется.
Для определения степени опасности национальным интересам употребляются три уровня опасности: угроза, вызов и риск. Каждый из уровней означает возможности какой-либо страны, группы лиц, природного или социального явления угрожать ("угроза"), противодействовать ("вызов") или каким-либо образом мешать ("риск") достижению целей национальной безопасности.
Понятия цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер национальной безопасности. Так, угроза интересам выживания нации означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, но, скорее всего, использование военной силы неизбежно.
Национальные цели – это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных личностей по реализации и защите национальных интересов, они определяют приоритеты внутренней и внешней политики государства.
Однако использование понятий цель и средства ее достижения, возникает проблема неоднозначности, затрудняющая оперирования ими в политологии, поскольку средства сами могут быть целями, а цели могут стать средствами. Например, если использовать категорию силы в качестве меры измерения национальных интересов, то сила из средства превращается в цель внешней политики, и становится неясным, является ли сила целью или инструментом политики.
Современные угрозы безопасности для нации носят комплексный характер, зачастую их трудно разделить на внутренние и внешние, экономические и политические, и т.д. Многие процессы, развертывающиеся в различных регионах мира, влияют на состояние данного государства, возможности развития общества и каждого его члена, на определение и формулирование национальных целей.
Система мер по достижению целей нации, защите ее интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения национальной безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения национальной безопасности могут быть сведены в пять групп:
Похожие статьи:
Цивилизованное общество
«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». В.А. Сухомлинский Любое цивилизованное общество представляет собой комплекс взаимодействующих групп, обладающих различным статусом, особыми функциями ...
"Отказничество" - острая социальная
проблема сегодняшнего дня
В последние годы проблема сиротства в России стала чрезвычайно актуальной. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около восьмисот тысяч детей - сирот и детей, оставшихся без попеч ...
Ведомственная. Человеколюбивое общество.
Человеколюбивое общество было основано Высочайшим рескриптом Александра I на имя камергера Витовтова 16 мая 1802 г. Первоначально общество приняло название «Благодетельного общества». В рескрипте император так обосновывал необходимость у ...