Национальная и государственная безопасностьСтраница 1
Термин "национальная безопасность" впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. В этом послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами "национальной безопасности" США.
В последующие годы проблема национальной безопасности заняла ведущее место в исследованиях американских политологов. А с 1986 года президент США ежегодно обращается к конгрессу с посланием, которое носит название "Стратегия национальной безопасности США".
Первые шаги политологии национальной безопасности практически совпадали с политологией государственной безопасности, но по мере развития она получила свое содержание принципиально отличное от теории государственной безопасности. Однако до сих пор нередко используют термин "национальная безопасность" в качестве синонима термина "государственная безопасность".
В России проблемами национальной безопасности стали заниматься лишь в начале 1990-х годов. До этого занимались исключительно проблемами государственной безопасности.
Практически единственным объектом государственной безопасности является само государство, интересы которого, как известно, не всегда совпадают с интересами общества и личности. Это несовпадение интересов не признавалось в концепции государственной безопасности Советского Союза, декларировалось полное совпадение интересов. Однобокость и следующая из нее деструктивность концепции государственной безопасности привели к необходимости обратиться к концепции национальной безопасности. Субъектами и объектами концепции национальной безопасности являются: личность с ее правами и свободой, общество с его материальными и духовными ценностями, государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью.
Службы национальной безопасности и службы государственной безопасности имеют свои непересекающиеся области компетенции и могут работать параллельно, усиливая друг друга.
Принципиальным отличием концепции национальной безопасности от государственной безопасности является изменение системы приоритетов на противоположную: главное – личность, затем общество, затем – государство. Термин "общество" в данном контексте принципиально включает в себя термин "гражданское общество" и термин "нация".
Концепция национальной безопасности работает тем эффективней, чем более развито конструктивное гражданское общество. Гражданское общество и государство – это созданные и создающиеся в процессе исторического развития человеческого общества системы реализации прав и свобод граждан.
Правовая форма взаимоотношений людей – это отношения, регулируемые по равной норме дозволений, запретов, воздаяний и т.д. Эта форма взаимоотношений людей включает в себя:
1) формальное равенство субъектов;
2) их формальную свободу, т.е. их формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере права;
3) формальную справедливость в их взаимоотношениях, т.е. одинаково равную для всех меру и форму дозволений, запретов и т.д., исключающую чьи-либо привилегии.
Равная мера, свобода и справедливость – это триединство, составляющее сущность права, оно не относится к сфере морали, нравственности, религии и т.д. Неправовые сферы носят ограниченный характер, поскольку в силу множественности различных моральных, нравственных, религиозных форм и представлений о должном, отсутствия всеобщепринятой морали, религии и т.д., лишены присущей лишь праву абстрактно-всеобщей формы. Только право является всеобщей, необходимой и единственной формой бытия и выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры – это идеология элитарных привилегий, а "равенство" без свободы – идеология рабов и угнетенных масс. В социальной сфере равенство – это всегда правовое равенство [Нерсесянц В. С., 2001].
Гражданское общество и государство – два сопряженных понятия, первое является лабораторией политических проектов и их локомотивом, а второе – своеобразным якорем, консервативной структурой, которая не позволяет обществу бросаться в авантюры, в которых оно неминуемо бы погибло, если б не было сдерживающей консервативной силы государства.
Гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих в правовом поле государства независимо от политической власти, но способных на нее конструктивно воздействовать. Гражданское общество –это интеллектуальный партнер государства ирезервная команда государственного управления.
Государство и конструктивное гражданское общество находятся в отношениях дополнительности, они составляют систему двух полюсов, в политическом поле которых живет и развивается каждая личность и вся нация. Причем, государственный полюс образуется не только государством нации, но и другими государствами, а гражданский полюс – не только гражданским обществом нации, но гражданскими обществами других наций. Поле, образованное государственным полюсом и гражданским полюсом, может быть благоприятным, конструктивным для развития личности и нации, а может быть менее благоприятным, даже неблагоприятным, деструктивным. Личность и нация находятся в безопасности, если поле благоприятно для них, в этом случае национальная безопасность обеспечена. Если поле неблагоприятно, то национальная безопасность не обеспечена. Выявление и противодействие любым попыткам сделать благоприятное поле деструктивным является задачей службы национальной безопасности.
Похожие статьи:
Теоретическая часть
Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ...
Разница между прикладным и академическим исследованием.
Основное отличие прикладной социологии от академической заключается не в используемых каких-то специальных методах (методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем не отличаются), не в теоретических моделях (они разнообра ...
Виды федерации. Федеративное устройство России
Видом федерации следует признать сложившиеся в государственной практике различных стран модели федерации, различающиеся способами образования, особенностями их правового статуса, характером его закрепления в национальных конституциях и др. ...