Национальная и государственная безопасностьСтраница 2
Система государственной безопасности и система национальной безопасности, имея противоположно ориентированные приоритеты, работают параллельно каждая в своей области компетенции, не подменяя и не мешая друг другу, а, наоборот, усиливая, если имеют единый высший координирующий их работу центр управления, возглавляемый политическим руководством государства. Система безопасности должна быть подотчетна политикам, а политики подотчетны народу через механизм выборов.
Система национальной безопасности сложная и многоуровневая, ее образует целый ряд подсистем, каждая из которых имеет свою собственную структуру, основой этой системы является личность, она является основным объектом и субъектом системы.
Теоретической целью политики национальной безопасности является создание наилучших возможных условий для свободного поиска, обретения и реализации смысла жизни каждым человеком, что является и оптимальным состоянием общества и государства. К сожалению, практические цели политики национальной безопасности еще далеки от теоретической, как в России, так и в США, и в большинстве государств. Ближе всех к реализации теоретической цели политики национальной безопасности Канада, Дания и Япония.
Мысль о том, что каждая личность обладает совершенным достоинством и абсолютной ценностью, и поэтому для нее неестественно быть средством осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага, очень древняя. Личность – это не средство достижения целей, поставленных обществом, государством, правительством, а сама цель. Но эта мысль с большим трудом воплощается в жизнь, даже будучи уже наконец зафиксированной в политологии национальной безопасности.
В политологии государственной безопасности личность рассматривается как средство для достижения целей, поставленных руководством государства.
Безопасность общества складывается как совокупная характеристика безопасности каждой личности.
Безопасность государства связана, прежде всего, с сохранением конституционного строя, обеспечением суверенитета и территориальной целостности. Но это следует рассматривать опять же через призму защиты личности. Государство со всеми его атрибутами, институтами и органами должно служить интересам каждого человека. Поэтому, если какие-то части и институты государства перестают служить интересам человека, то должен существовать конституционный механизм, позволяющий внести коррективы в государственное устройство.
Вместе с тем следует отметить, что система национальной безопасности должна включать соблюдение баланса интересов каждой личности, общества и государства и их взаимную ответственность за обеспечение безопасности. Сложность этой задачи связана, помимо прочего, с тем, что личность, общество и государство рассматриваются в политологии национальной безопасности и как объекты безопасности, и как субъекты ее обеспечения, но при этом нет пока ясности в специфике модусов их объектного и субъектного сосуществования.
Юная отечественная политология национальной безопасности еще пока только ищет свои пути развития, а в мировой политологии уже возникают новые, более перспективные концепции безопасности. В частности, ООН много внимания уделяет концепции "human security", которая еще более центрирована на личности, на создании для нее наилучших возможных условий для свободного поиска, обретения и реализации смысла жизни. У нас, к сожалению, еще даже нет общепризнанного перевода этого термина. Один из предложенных вариантов перевода термина "human security" – "личностная безопасность". Возможно, неплохим вариантом будет, по аналогии с общепринятым термином "преступление против человечности", переводить "human security" как "безопасность для человечности".
Анализом причин обращения политологов к понятию "human security" и рассмотрением возможностей его практического применения в политике внутренней безопасности, в исследовании внешнеполитического процесса, международных ситуаций и глобальной безопасности обязательно займемся в ближайших статьях, но пока вернемся к политологии национальной безопасности.
Национальная безопасность – это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам как внутренними, так и внешними.
Национальная безопасность поддерживается на определенном уровне системой обеспечения национальной безопасности – организационной системой сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи национальной безопасности.
В России термин "национальная безопасность" был впервые официально использован в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" 1995 года, а его определение дано в первом Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию "О национальной безопасности" 1996 года. В этом документе сказано: "Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства".
Похожие статьи:
Идеализации
Жизненный мир не просто находится здесь. Хотя в естественной установке мы полагаем, что он само собой разумеющийся и поэтому не должен особенно обдумываться. В действительности, жизненный мир постоянно нами интерпретируются. Наше сознание ...
Формулировка цели
Цель исследования формулируется в категориях качественного анализа. Она ориентирует на конечный результат и раскрывает, каким путем будет осуществляться движение к этому результату. Формулировка цели позволяет определить "конечный пун ...
Социальное обслуживание пожилых людей
Система социальной защиты населения России находится в стадии становления и развития. Органы социальной работы развиваются в неразрывной связи с экономическими и социальными процессами, происходящими в обществе и оказывают влияние на социа ...