Проблемы социального сиротства в современной РоссииСтраница 5
Пока воспитанники «под крылом государства», всё более или менее нормально. За счёт бюджета их одевают, обувают, обеспечивают проезд, кормят, организуют досуг, им бесплатно предоставляются путёвки в загородные здравницы на зимние и летние каникулы. Но такая жизнь не бесконечна.
Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из детского дома является жилищная. В условиях перехода к рыночной экономике выделение жилья детям-сиротам осуществляется с большим трудом.
На первый взгляд трудностей здесь не должно быть. В стране действует целый ряд федеральных законов, которые гарантируют социальную защиту детей, оставшихся по тем или иным причинам без родительской опеки. В документах сказано чётко: такому ребёнку после выпуска из сиротского учреждения или достижения им 16 лет жильё должно быть предоставлено в течение трёх месяцев. Если такового нет, сирота имеет право на целевую безвозмездную ссуду, позволяющую купить квартиру или комнату и наладить быт.
Некоторые воспитанники получают комнаты или квартиры сразу по выходе из детских учреждений. Но большинство вынуждены возвращаться к своим родителям, лишённым родительских прав, или просить убежища у сверстников, а то искать и «покровителей».
На сегодняшний день существует несколько причин, по которым выпускники остаются без крыши над головой:
· задержка со стороны органов распределения жилой площади (утрата документов, ошибки чиновников, волокита, коррупция);
· нехватка жилой площади, в районе, где зарегистрирован выпускник;
· по причине исчезновения или полного бездействия самого выпускника;
· невыполнение образовательными учреждениями своих обязательств по получению жилья;
· неполучение или потеря жилья в связи с пребыванием в местах лишения свободы;
· отказы самих выпускников (обоснованные или завышенные притязания)[70, с.55].
Встречаются случаи невозможности совместного проживания с родственниками, потери жилья по причине добровольной или принудительной его продажи, а так же самозахват посторонними людьми, предоставленной выпускнику жилой площади.
При решении проблемы обеспечения жилой площадью следует различать две категории воспитанников-выпускников. В одну входят, прежде всего, те, кто сохранил на неё право. Здесь проблем нет, если вернуться на эту площадь ничто не мешает. Когда же возвращение невозможно (проживающие на этой площади родители, родственники страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут паразитический, аморальный образ жизни и т. п.), выпускника должны обеспечить жилой площадью[4, с.13], [64, с.129].
Во вторую категорию выпускников входят те, кто никакой жилой площади не имеет (потерял из-за устройства в дом ребёнка, детский дом, из-за сноса дома и т. п.). В таких случаях применяется статья 37 п.2 ЖСК РФ, где сказано: «Вне очереди жилое помещение предоставляется по окончании пребывания в государственном учреждении детском, если не может быть возвращена жилая площадь, откуда несовершеннолетний выбыл в детское учреждение интернатного типа». К сожалению, чаще всего выпускникам не предоставляется причитающееся ему по закону вовсе или же предоставляется негодное, находящееся в зоне социального неблагополучия жильё (с соседями-алкоголиками, лицами, ведущими асоциальный образ жизни, и т. п.).
Сейчас около 80% выпускников интернатных учреждений не имеют крыши над головой [18, гл. VI].
Во-первых, свободных метров практически нет. Если раньше детдомовцы могли худо-бедно рассчитывать на комнаты в коммунальных квартирах, рабочих общежитиях, то после принятия закона о приватизации такой шанс практически сведён к нулю. Но, даже имея в руках ордер, они часто попросту не могут войти в квартиру: другие съёмщики, видя в них нежелательных соседей, не брезгают никакими способами, лишь бы не пустить на порог. А чаще всего отстаивают свои права через суд, который тянется годами.
Похожие статьи:
Проблема
Это такая ситуация, которая либо имеет, либо не имеет решения. Дилемма решения/ нерешения проблемы постоянно ставит человека в ситуацию выбора. Такая ситуация требует от субъекта определенных усилий для решения возникающих задач, которые л ...
Субъективная школа в
русской социологии. Лавров Петр Лаврович как главный представитель
субъективной школы
Социология есть наука об обществе. Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это – продукт практического творчества мысл ...
Текущее состояние
В 2009 году запланировано обучение 386 врачей первичного звена. За 9 месяцев 2009 года прошли обучение 234 человека из них 150 терапевтов и 84 педиатра. Своевременно осуществляются денежные выплаты врачам и медицинским сестрам первичного з ...