Проблемы социального сиротства в современной РоссииСтраница 1
Проблема сиротства, прежде всего, касается ребёнка и его развития. Сиротство самим своим определением уже констатирует факт некой неполноценности личности, имеющий повсеместно ситуации депривации, т. е. «лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно-важных потребностей личности ребёнка».
Самое страшное в сиротстве – это не отсутствие физического ухода. Страшно, что одиночество ребёнка резко ломает его развитие как социального существа и личности. Особенно тяжёлые аномалии развития личности наблюдаются у детей, оставшихся без родителей в младенческом возрасте. Как правило, это нежеланные дети, и первые проблемы развития начинаются ещё до рождения.
Нежеланный ребёнок, становится больным уже в утробе матери. Значительная часть детей приобретает болезни с первых дней жизни.
В последние годы среди новорождённых снижется доля здоровых детей: в 2001 году 39,3% детей родились больными (в 1999 – 38,2). По сравнению с 2000 годом общая заболеваемость новорождённых увеличилась на 5,5% [18,гл.2].
Низкий уровень здоровья подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространённостью среди этой возрастной категорией поведенческих факторов риска (употребление алкоголя, наркотических веществ, курение и т. п.).
Увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания[18,гл.2]. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. В нашей стране 246 домов ребёнка для 19,3 тыс. детей. Здоровье новорождённых, уровень их психофизического развития столь низкий, что так называемых физиологических домов ребёнка (с нормальным развитием) не осталось. Все они имеют в основном психоневрологический профиль.
Лишённые постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с матерью или заменяющим её взрослым, такие дети растут апатичными, безынициативными, эмоционально бедными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. У всех детей выявляются задержки сенсомоторного и речевого развития неумение общаться с взрослыми и сверстниками[52,c.31],[53,c.58].
Дети, изолированные с рождения до 6 месяцев, навсегда остаются менее разговорчивыми, чем их сверстники из семей. Изоляция от матери от 1 года до 3 лет обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.
Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что как в развитии интеллектуальной и аффективно - потребностной сфер, так и в особенностях поведения детей младшего школьного возраста, воспитывающихся вне семьи, обнаруживается определённая специфика, которая проявляется в несформированности внутреннего плана действий, в связанности мышления, мотивации поведенческих реакций внешней ситуацией[23,c.18,32].
Скудность, ограниченность конкретно-чувственного опыта у детей, воспитывающихся вне семьи, отрицательно отражается на формировании наглядно-образного мышления, операции обратимости, а также сказывается на особенностях восприятия. Согласно психологическим данным (Мухина В. С.) эти формы мышления и восприятия в наибольшей степени развиваются в дошкольном детстве, и дефекты их развития с трудом компенсируются.
Важное значение имеет развитие произвольной саморегуляции поведения, благодаря чему ребёнок может самостоятельно выполнять те или иные задания в соответствии с определёнными требованиями[46,c.36].
Недостаточная развитость произвольного поведения у воспитанников детского дома (школы-интерната) на первый взгляд парадоксальна, так как принято считать, что недостатки в развитии самостоятельности детей вызваны гиперопекой со стороны взрослых. Дети детского дома (школы-интерната) живут скорее в условиях дефицита общения с взрослыми, но элементы развития произвольности сформированы у них в значительно меньшей степени, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях. Следует предположить, что ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми на самом деле не предоставляет ребёнку самостоятельности: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослых, постоянный контроль с их стороны – всё это лишает детей возможности самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать своё поведение.
Похожие статьи:
Индекс развития человеческого потенциала
Индекс развития человеческого потенциала базируется на Концепции развития человеческого потенциала, введенной в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых "Докладов о развит ...
Профилактика раннего социального сиротства
Приют "Молодая мама" В настоящее время государство тратит громадные средства на содержание детей-сирот, вкладываются многомиллионные средства, создаются все новые и новые государственные, общественные организации и фонды, призван ...
Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни
Вторая проблема, которую необходимо рассмотреть при анализе предмета экономической социологии, касается социологического понимания различных моментов экономической сферы социальной жизни, а значит, прежде всего, экономического поведения, э ...