Семья
Страница 2

Еще один из плодов гиперопеки — инфанти­лизм растущего человека, его затянувшаяся «дет­скость», неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить попро­бовать наркотик или подбить на любую хулиган­скую выходку, т. к. у такого «тепличного расте­ния» не выработано противоядие против дурных влияний. Нередко — это любимые детки богатых столичных родителей, и их «карманные» деньги дразнят аппетит искушенных приятелей.

Существует и такой вариант опекаемого чада, как «кумир семьи», объект всеобщего восхище­ния и поклонения, единственный ребенок много­численной родни. Для него привычны вседозво­ленность, неограниченная власть над родственни­ками, которые не накажут, и в конечном итоге — презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом все­общего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажут­ся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки, желая «всех пере­пить», могут действительно стать жертвой алко­голя и наркотизации.

Но даже если ваша семья — самая гармонич­ная, ваш ребенок окружен заботой и вниманием, хорошо учится, читает книги, занимается спор­том, уважает старших и посещает шахматный кружок, одним словом, если вы «абсолютно уве­рены» в благонадежности вашего ребёнка, это вовсе не значит, что он не будет пробовать наркотики. Все вышесказанное не означает, что упот­ребление наркотиков — результат депрессивных состояний, свойственных подросткам со сложнос­тями развития и творческим натурам. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической предрасположеннос­ти. Встреча с наркотиками может быть случай­ной, в определенной ситуации, вызванной времен­ными потребностями, например, «пробование» в компании сверстников с познавательными целя­ми. Прежде чем окрестить своего пойманного с поличным ребёнка «падшим» и «пропащим», сле­дует верно оценить особенности его психического развития в этот противоречивый и подчас болез­ненный, даже для благополучных детей, период, что заставит сделать парадоксальный вывод: пробование наркотиков в молодости — проявле­ние не отклонения, а скорее нормального поведе­ния. Одна из ведущих исследователей наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод о том, что шаг подростка к наркотикам — это проявление ис­следовательской реакции, свойственной их воз­расту. Подростков интересуют возможности их со­знания, получение нового, неизведанного чув­ственного опыта, небывалых впечатлений, сексу­ального опыта, они стремятся познать мир, «все в жизни попробовать», ощутить свою полноцен­ность в компании ровесников, самостоятельность в принятии решений, солидарность со сверстни­ками. Своей чрезмерно агрессивной реакцией вы можете навредить, укрепив ребенка в его чувстве протеста против всего, насаждаемого взрослым об­ществом. Первый раз попробовавшего ребенка не стоит записывать в наркоманы, т. к. только не­большая часть из пробовавших наркотики про­должает употреблять их постоянно. Но необходи­мо, не откладывая, внушить ему, что все тяжело­больные наркоманией начали свой скорбный путь с простого любопытства.

Все случаи употребления наркотиков можно объединить одной общей целью — стремлением к удовольствию. Качество этого удовольствия варь­ируется в зависимости от уровня развития и сте­пени «подсадки». Именно поиск удовольствия за­ставляет увеличивать дозу по мере привыкания организма для достижения все более сомнитель­ной эйфории, приводя к необратимой зависимос­ти от употребляемого яда. Эйфория гаснет с каж­дым разом, заставляя применять «ударные дозы», приводящие к невозможности существования без вещества, ставшего необходимым компонентом жизнедеятельности по-новому устроенного орга­низма. Самоконтроль выступает единственным средством избежать гибели, если человек уже употребляет наркотик, но еще не впал в физическую зависимость. Основными преградами стано­вится звание последствий злоупотребления и пер­спективы» достижение которых важнее для чело­века, чем сиюминутные удовольствия (например, сознание того, что наркотик сильно ослабляет ин­теллектуальные, психические и физические спо­собности, не позволяя достичь успехов в учебе, стать хорошим специалистом, добиться материального благосостояния, родить здоровых детей и т. д.). Низкий уровень самоконтроля у подрост­ков делает их тем более уязвимыми, чем моложе возраст. Поэтому основная роль в ограждение детей должна принадлежать взрослый.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Социальное обслуживание пожилых людей на основе индивидуального подхода в Томской области
Порядок организации социального обслуживания пожилых людей регламентирован рядом федеральных законов и нормативных правовых документов федерального и регионального уровня, однако в них в должной мере не акцентируется внимание на индивидуал ...

Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере
Наиболее интенсивное развитие социальной работы в Казахстане, началось в 90-е. годы XXв. На современном этапе развития социальной работы в Казахстане большое значение имеет разработка ее теоретических основ. Существует несколько моделей те ...

Феноменология А. Шюца
Основатель феноменологической философии Эдмунд Гуссерль установил, что любое объективное образование смысла исходит от познающего субъекта. Поэтому в феноменологии речь не идет о мире в себе, а лишь о мире, с которым устанавливается связь ...