Семья
Страница 1

Не будем повторять привычные для профилак­тической литературы фразы: «Пьяницы порож­дают пьяниц», «Родители, использующие легаль­ные наркотики, табак и алкоголь; растят детей, которые будут использовать наркотики нелегаль­ные» и т. д., хотя эти факты очевидны. Как пра­вило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно дока­зано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви. Существуют понятия «семейный дефи­цит» и «социальный голод», когда ребенок рас­тет без внимания и заботы, без необходимого об­щения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления.

Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оце­нивать непослушание, плохую успеваемость, от­чуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «сек­реты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и куль­турный уровень, избиение и психологическое на­силие детей, насилие между родителями. У та­ких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокой­ство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, драчливость, связанные с переживани­ем одиночества, пустоты, ненужности. У избива­емых детей отмечают склонность к разрушению и протесту, низкий самоконтроль, слабость позна­вательных интересов, нежелание трудиться. Все это, в случае встречи с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время как дети, не переносившие стресс, полу­чившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство. Дети с грузом не­благоприятных жизненных событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполно­ценности, переживают чувство мести и ненавис­ти к родителям и учителям, не желающим по­нять их. Не имея возможности объяснить дурное к себе отношение, они обращаются к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства. В одном ма­леньком южнорусском городке за год покончи­ли с собой семеро детей, по данным Краснодар­ского края, 13% наркоманов и токсикоманов — подростки до 14 лет. По данным анонимного оп­роса в одной из школ, в свои 16—17 лет 62% детей пьют, 22% — курят и 8% употребляют нар­котики. Отвержение, холодность, отсутствие теп­ла и ласки со стороны родителей сначала травми­руют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.

Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Ро­дителям важно понять, что он нуждается не толь­ко в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного вре­мени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уро­вень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрос­лых, тем больше он доверяет жизненным ценнос­тям родителей, тем реже попадает под власть сию­минутных впечатлений и развлечений, предлага­емых ему «на улице», тем менее подвержен вли­яниям моды. Каждая семья должна для себя ре­шить, что она может противопоставить этим, ма­нящим своей запретностью, увлечениям, какое оружие она смогла бы дать в руки своему ребен­ку, который так или иначе столкнется с подо­бными соблазнами. От молодых людей часто при­ходится слышать фразу: «Моя жизнь интересна и полна впечатлений, мне не нужны наркотики». Достаточно ли вы, уважаемые родители, сделали для того, чтобы ваш ребенок сказал то же самое?

Часто родители ничего не могут рассказать об интересах ребенка, типичные ответы: «как все», «хороший». Хотя, возможно, наоборот, вы пере­старались и сделали вашего дитятю жертвой ги­перопеки. Гиперопека, другая крайность воспи­тания, заставляет ребенка «спасаться» от родите­лей «на улице». Это чрезмерное внимание, посто­янный присмотр, отказ ребенку в самостоятель­ности, желание воспитать свою копию. Сверхза­бота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приво­дит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый асоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья. При опросе студентов английских колледжей о при­чинах употребления наркотиков один молодой человек заявил, что любой аспект его жизни кон­тролировался и манипулировался взрослыми, и он начал употреблять наркотики, так как это была одна из немногих областей его жизни, где, как он считал, он имеет полный контроль. В данном случае причина употребления — чувство безвлас­тия над своими собственными решениями и дей­ствиями.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Выпускник школы, выбирающий профессию инженера
В социально-профессиональной структуре работников умственного труда представители инженерных профессий занимают ведущее место. Ориентация на профессии подвержена влиянию престижа, т. е. места, которое занимает профессия в общественном созн ...

Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии. Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения. Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основным ...

Социальный интеллект в контексте гендера. Состояние проблемы социального интеллекта в современной науке
Для объемного рассмотрения темы данной работы, как уже сказано выше, необходим ее анализ в работах различных авторов в разное время изучавших эту тему. Для понимания разности социального интеллекта мужчин и женщин целесообразно его разност ...