Основы знаний об обществе
Страница 14

Информация » Основы знаний об обществе

Вспомните, и русские народные сказки обычно начинаются с присказки "давным-давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…", "это было еще при царе Горохе…", "Это было в те года, когда у кур росли рога…", "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…".

Мифологическое время - это время, когда все было не так как теперь. Мифологическое прошлое - это особая эпоха первотворения: первый человек, первая женщина, первый огонь, первое копье, первая охота…Все происходящее в мифе воспринимается как образец для жизни в настоящем.

Анализируя мифы, дошедшие до нас, мы можем понять, как воспринимал мир первобытный человек, как он мыслил, как чувствовал, как жил. Поэтому можно выделить несколько главных особенностей первобытной культуры:

Синкретизм - нерасчлененность, неразрывность культуры, религии и повседневной бытовой жизни, единство природы, общества и человека. Первобытные люди танцевали ритуальные танцы на поляне у костра отнюдь не для эстетического удовлетворения, а для того, чтобы привлечь богов охоты или плодородия, вызвать дождь или наоборот, прогнать тучи. Все действия, обычаи, обряды и ритуалы были вызваны практической необходимостью.

Анимизм - (от лат. anima - душа) - одушевление живой и неживой природы. Жизнь племени полностью следовала за природными циклами. Подобно тому, как природа весной пробуждается к жизни, а осенью засыпает, так и человек - рождается, живет, умирает и возрождается для новой жизни. Происходит наивное очеловечивание окружающей природной среды. Человек переносил на природные явления свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение сил и свойств космоса в качестве конкретных, одушевленных образов создавали причудливый, фантастический мир. Все явления природы объяснялись действием сил, которые сильнее и могущественнее человека. Эти силы создали мир и людей. Космос представлялся живым великаном, из частей которого может быть создан мир, болезни имеют вид чудовищ, предками человека являются животные, которые с легкостью меняют свой облик, умеют говорить на человеческом языке. При этом все боги и духи связаны между собой чисто человеческими семейно-родовыми отношениями….

Фетишизм - обожествление различных предметов. Наделяя окружающий мир разумом и душой, человек осознавал свою беззащитность перед силами природы, поэтому искал себе защитников и помощников среди тех, кто по его мнению может соперничать с могучими силами. Боги и духи могут передать человеку часть своей силы, заключив ее в какой-нибудь предмет (бубен шамана, чучело человека, крест, камень и т.д.). Первобытные люди изготавливали такие предметы - талисманы, амулеты и обереги, и пытались с их помощью защититься от бед и болезней.

Тотемизм - мифические представления о кровном родстве между животными, растениями и человеком. Каждое племя, по представлениям первобытных людей, произошло от какого-либо животного, птицы или растения. Это существо - общий предок (тотем) - является символом племени, его покровителем. С ним советовались, у него просили помощи, приносили жертвы. С тотемом связано табу - запрет на убийство тотемного животного, однако этот запрет регулярно нарушался - имеет место ритуальное убийство тотема и его поедание.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Похожие статьи:

Активизация жизненного пространства в перевоспитании и содержании осужденного в местах заключения
Наиболее распространены и востребованы в пенитенциарных учреждениях ряд технологий, в число которых, в частности, входят организационные, информационные и консультативные технологии. Организационные технологии С учетом того, что одна из на ...

Возникновение молодежной субкультуры в России
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феномено ...

Основные категории социологии труда
Принципиальная особенность социологии в целом, и социологии труда в частности, состоит в двойственности методологического статуса. Социология возникла из недр философского знания, в значительной мере сохранив и сегодня эту специфику. Филос ...