Основы знаний об обществеСтраница 9
Новый взгляд на окружающий мир нашел свое отражение и в представлениях об обществе, его развитии и существовании. В эпоху Просвещения появляется множество различных социальных концепций, зачастую диаметрально противоположных по своему содержанию, подходу, взглядам на проблемы развития общества, государства, существования власти. Проблему общества и государства стали выводить не из теологии, а из естественных законов развития человека и природы. Центром социальных теорий было государство, централизованное под единой властью и освобожденное от диктата церкви.
Теория государственного абсолютизма Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469-1527г. г) занимал важную политическую должность во Флоренции, входил в Совет доджей Флорентийской республики. Затем, после ее падения в 1512г. был выслан в изгнание, где и написал свои политические трактаты.
Свои взгляды на государство и власть Макиавелли изложил в трактате "Государь".
Тот, кто встал на пути у судьбы, считал Макиавелли, должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими принципами, моральными нормами или собственным словом. Правитель должен опираться только на факты, быть жестоким, хитрым, беспощадным. Политик должен руководствоваться принципом "цель оправдывает средства". Позже в политике и политической философии возник специальный термин - макиавеллизм, означающий бесконтрольное использование власти, не подчиненной никаким моральным критериям.
Теория естественного права Томаса Гоббса
Томас Гоббс (1588-1679г. г) был видным представителем английской философской мысли. Гоббс является современником английской буржуазной революции, что отразилось на его политико-философских взглядах. Наиболее известный его труд - "Левиафан" - был публично сожжен в Оксфорде в 1682 году.
Гоббс первым из мыслителей Нового времени разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Исходной точкой его рассуждений является "естественное состояние людей". Природу человека Гоббс не идеализировал. Он считал основным качеством человека не стремление к общению, взаимопомощь, солидарность и кооперацию, а эгоистическое стремление к индивидуализму, богатству и власти. Эта "природность" была присуща человеку в его догосударственном состоянии, в котором проявлялись две крайности - стремление к равенству и вражда. Во всеобщем равенстве, считает философ, заложена опасность раздора, ибо для всех не хватает тех благ, на которые люди могут претендовать, поэтому в свободном обществе, где нет верховной власти государства, права человека неизбежно ущемляются, в силу чего и возникают постоянные конфликты между людьми. Если общество будет долго находиться в таком состоянии, то оно вынуждено будет просто погибнуть. Страх смерти и желание мира необходимо ведут людей к ограничению своих прав в пользу общего закона и верховной власти. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена.
Выход из этого Гоббс видит в образовании общества. Общество может основываться на согласии интересов. Люди могут договориться о таком согласии, но оно будет искусственно, а значит недолгим. Поэтому необходимо, чтобы "кроме договора о согласии было что-то еще, что это согласие упрочило. Этим является общественная власть, которая будет держать людей в узде и направлять действия людей к общему благу". Государственная власть переводит общество в новое качественное состояние. Передав власть государству, люди должны мириться со своей несвободой, которая компенсирует им опасность погибнуть в бесплодной борьбе за свои личные интересы.
Похожие статьи:
Что такое конфликт?
Коротко говоря, конфликт – это навязывание своей воли. В зависимости от масштаба целью может стать подавление (в случае конфликта в семье) или даже уничтожение противника (в случае войны). Конфликт представляет собой наивысшую стадию проти ...
Дети и молодежь, находящиеся под угрозой
В России функционирует сеть домов ребенка, где находятся дети, которые пребывали до этого в особенно сложных и чрезвычайных условиях. Количество домов ребенка за последние 5 лет увеличилось с 82 до 107, а количество воспитанников с 3,8 тыс ...
Стереотипный подход к вопросу социального обслуживания на дому в Томской
области
Старость – скорбь по уходящим друзьям, грусть по пролетевшим годам, долгие бессонные ночи, тяжёлые хвори. Но самое страшное в старости одиночество. Когда в прямом смысле слова некому подать стакан воды. К сожалению, таких беспомощных, один ...