Основы знаний об обществе
Страница 16

Информация » Основы знаний об обществе

Цивилизации древнего мира при всем их разнообразии и уникальности, все же имеют ряд общих черт. Этот этап развития человечества существенно отличается от последующих эпох. Итак, каковы же были основные черты древних цивилизаций?

Достаточно высокий уровень технического развития. Для ряда речных земледельческих цивилизаций характерно развитое ирригационное орошение. Искусственный полив позволил увеличить урожаи, получить излишки зерна и наладить торговлю с соседними народами. Появились также первые механизмы - повозки, мельницы. В городах - выложенные камнем дороги, водопровод. Время древних цивилизаций - это эпоха бронзы и железа. К традиционным для первобытного строя ремеслам - ткачеству, прядению и гончарному делу, добавились металлургия и кузнечное дело. Собирательство как способ добывания пропитания отошло в прошлое. На смену добывающему типу хозяйства пришло производящее. Продолжало усложняться общественное разделение труда. К земледелию и скотоводству добавилось ремесло, торговля, политика, военное дело, мореходство, наука и искусство.

Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство - система органов управления обществом. При этом принадлежность к власти стала считаться почетной. Власть передавалась по наследству. Объем прав и привилегий напрямую зависел от того, насколько человек был далек или, наоборот, близок к верховной государственной власти. Именно в первых цивилизациях появляются первые города как центры ремесла, торговли, оборонительные пункты, как религиозные центры.

Еще одним важнейшим фактором развития цивилизаций стало появление письменности. Для догородской бесписьменной культуры было характерно отсутствие специальных каналов передачи накопленного жизненного опыта. Навыки и умения прививались в процессе непосредственной практики. Дети вместе с взрослыми трудились и учились на собственных ошибках и примере родителей и соплеменников. Знания о мире передавались устным путем от одного поколения к другому. Но постепенно количество знаний об окружающем мире становилось все больше и для хранения и передачи этой информации требовался более эффективный, чем человеческая память, механизм. Постепенно стала складываться письменность. Появился алфавит как система условных знаков-символов, каждый из которых обозначает отдельный звук или понятие. Появление письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться науки, появилась литература.

Однако при всей своей похожести, каждая из древних цивилизаций уникальна, обладает неповторимыми, только ей присущими особенностями. Уже тогда в зависимости от характера социальной жизни выделяются два больших региона - Восток и Запад, в которых начинают складываться разные цивилизационные традиции, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.

Дальнейший наш обзор коснется в основном цивилизаций Средиземноморья - Древней Греции и Древнего Рима, ведь именно на их развалинах выросла европейская цивилизация.

Цивилизация Древней Греции

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Похожие статьи:

Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида
Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах ...

Модели структуры организации социальной работы
Существует две модели структуры организации социальной работы: 1) организация вокруг имеющихся проблем (или секторов); 2) организация по территориальному принципу. Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальна ...

Категории и права инвалидов
К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ор ...