Сущность и содержание социальной работы в пенитен циарных учреждениях. Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы
Страница 2

Информация » Организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении (на примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области) » Сущность и содержание социальной работы в пенитен циарных учреждениях. Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы

5-я модель: заключенный поддерживает социально полезные связи, однако его интересы не выходят за пределы использования объекта этих связей только в качестве источника материальной и физической поддержки (получение посылок, передач, справки для досрочного освобождения и т.д.);

6-я модель: социально полезные связи являются источником не только материальных и физических благ, но и моральной и социальной поддержки; заключенный активно интересуется всеми изменениями, произошедшими у объекта связей, и стремится оказывать на них позитивное влияние;

7-я модель: заключенный не только активно поддерживает социально полезные связи, но и сам оказывает материальную и духовную поддержку объекту этих связей [25, с.67].

Поддержание социально полезных связей весьма важно для заключенных, поскольку:

1) в условиях, когда заключенные лишены доступа ко многим значимым для них ценностям, объект связей, также воспринимаемый ими как значимая ценность, способен вытеснить из их сознания отсутствующие ценности, занять их место, стать жизненной целью, не только сглаживая психотравмирующую ситуацию, избавляя человека от апатии или склонности к агрессивному поведению, но и предлагая социально позитивные логику и модель поведения;

2) ощущая ответственность не только за себя, но и за объект социально полезных связей, его будущее и судьбу, заключенный становится более осторожным при выборе форм поведения, между ним и его преступным прошлым, а также потенциально преступным будущим возникает устойчивый «защитный экран». Таким образом, растет уровень, и развиваются навыки социального самоконтроля субъекта;

3) поддержание социально полезной связи открывает перед заключенным определенные перспективы изменения своей жизни, делает его будущее более определенным, конкретным;

4) за счет появления социально значимой цели (создать или восстановить семью, устроиться после освобождения на интересную работу, стать членом религиозной общины и т.д.) снижается уровень, физических и психических издержек, которые испытывает заключенный в период отбытия наказания;

5) как правило, при поддержании социально полезных связей, сохраняется или повышается социальный статус личности. В частности, материальная поддержка, оказываемая семьей или иным объектом связи, с одной стороны, делает заключенного более независимым от иных источников материальной поддержки, которые могут носить криминальный или субкриминальный характер, с другой — предоставляет ему возможность в случае совершения действий, являющихся наказуемыми по «тюремному закону», откупиться от источника опасности. Наблюдения показывают, что среди лиц, лишенных социально полезных связей, наиболее высок процент тех, кто не имеет семью, и тех, кто относится к категории отверженных тюремного мира

В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе, как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании не предусмотрена должность социального работника. Однако социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается специфическими чертами:

1) она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

2) ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

3) она проводится в обстановке противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;

4) она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Социальное сиротство как важнейшая проблема современной жизни. Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких дете ...

Социальный статус
Хотя статус – очень распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Общее понимание статуса сводится к следующим положениям: 1) под статусом подразумевается позиция индивида в группе или обще ...

Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью
Одной из важнейших задач является подготовка учащихся к общественно полезному труду, помощь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом социального заказа общества, т.е. вести научно обоснованную работу по профессиональной ориентации ...