Место общественного мнения и права в системе социальных институтов общества
Страница 1

Информация » Общественное мнение и право » Место общественного мнения и права в системе социальных институтов общества

В настоящее время социологи под термином «общественное мнение» понимают: 1) совокупность суждений, вырабатываемых и разделяемых более или менее широким кругом людей; 2) социальный институт, т.е. особую форму социальной организации и регуляции.

Рассматривая общественное мнение в первом значении, социологи определяют его как совокупность оценочных суждений, выражающих отношение социальных групп к событиям, процессам, явлениям окружающего мира. таким образом, общественное: 1) отражает реальность; 2) оценивает ее. Оно представляет собой духовное образование, определенный срез духовной жизни людей. Высказать мнение это так или иначе оценить что – либо или кого – либо (например, одобрить или осудить).

Содержание общественного мнения есть взаимное воздействие людей друг на друга с целью выработки единства значительного актуального явления, процесса, а так же соответствующего данной оценке поведения в конкретной ситуации.

Основанием возникновения общественного мнения выступает наличие потребности, проявляющейся в общественном интересе.

Общественный организм представляет собой сложную систему, в состав которой входит множество различных по своему строению и объему структур. Это и малые группы (семьи, производственные коллективы, спортивные команды), и большие группы (профессиональные, национальные и др.), и социальные институты. В рамках каждой из них и общества в целом вокруг вопросов, затрагивающих интересы структуры, складывающие внутреннее мнение. независимо от того, идет ли речь о первичном производственном коллективе или административном районе, демографической или этнической группе, такое мнение в рамках и по отношению к своей структуре – является общественным. Поэтому мы говорим об общественном мнении группы, района, нации и общества в целом. причем это всегда – мнение большинства (нации, группы, района), т.е. преобладающей части той или иной структуры.

Каждая общность, будучи субъектом своего мнения, выступает сосубъектом общественного мнения народа, когда его предмет затрагивает всеобщие интересы (например, война).

Субъектом общественного мнения представляет собой органическую совокупность отдельных индивидов, объединенных устойчивым интересом и отношениями. Субъект общественного мнения, как правило, одновременно является и носителем, и выразителем мнения своих профессиональных групп. Иногда, когда мнение еще не обрело больших масштабов, его выражает какая – то одна группа.

В данном выше определении общественного мнения обозначены его субъект, и объект.

Чем более жизненно важные интересы субъекта мнения затрагивает объект, чем настоящая необходимость их удовлетворения, тем сильнее проявляется процесс образования общественного мнения, тем активнее это мнение заявляет о себе.

Таким образом, только при наличии общей заинтересованности людей то или иное явление действительно реально становится объектом общественного мнения. Это отмечают и зарубежные, и отечественные исследователи.

Все субъекты имеют определенные статусы, роли, права и обязанности, осуществляют оценочную деятельность и деятельность по формированию, выражению, изучению оценок.

Общественное мнение как социальный институт содержит специфические нормы и предписания. В круг таких норм входит конституция, а так же система различных законодательных актов, т.е. формальные нормы и ряд неформальных моральных норм.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Женщины российского политического олимпа рубежа ХХ–ХХI. Место современной женщины в политике России. Мнения женщин- лидеров современной России о роли женщины в политике государства
Галина Карелова, председатель Фонда социального страхования. Эта роль больше, чем раньше, это очевидно. И если такая тенденция сохранится, наше общество только выиграет. Потому что женщины самой природой "приговорены" к созиданию ...

Социальная реклама и различные институты общества
У всякой рекламы есть потребитель, производитель и заказчик (рекламодатель). Между производителями и потребителями имеется связующее звено - носители рекламы. Итак, кто же заказывает в России социальную рекламу? Социальную рекламу использу ...

Средние показатели и показатели вариации образования в Рязанской области
Чтобы охарактеризовать статистическую совокупность в целом, часто пользуются средней величиной, одной из важнейших характеристик вариационного ряда. Средняя величина – это обобщающая характеристика однородной совокупности явлений по опреде ...