Проблемы и тенденции изменения досуговых предпочтений россиян на рубеже веков. Проблема досуговой деятельности в ситуации социально-экономических
реформСтраница 2
Досуговая деятельность предполагает определенную меру сочетания активных и пассивных форм потребления духовных ценностей, отдыха, общения со свободной творческой деятельностью. Их нельзя противопоставлять друг другу. В совокупности и взаимодействии они образуют систему досуга. Очень важно в культурно-воспитательной работе не прибегать к жесткой регламентации и излишней рационализации. Особое место в анализе досуговой деятельности молодежи следует уделять её стремлениям к постоянным инновациям, изменением кодов поведения и стилей общения. В то же самое время всестороннее исследование досуговой деятельности невозможно без выяснения в структуре досуговых занятий явлений антикультуры, девиантных форм проявления досуга, ибо в реальной социальной жизни, в каждой культуре эти явления диалектически взаимопереплетены.
Проблема роли средств массовой коммуникации в формировании культуры личности стала особенно актуальна для нашей страны с появлением все большего числа альтернативных источников культурной информации, не всегда обладающих положительным культурным потенциалом. Отсюда следует, что важнейшей в наше время методологической социокультурной проблемой исследования уровней культуры досуга является, с одной стороны, анализ всей существующей инфраструктуры досуга, с другой изучение места и роли прежде всего новых средств массовой коммуникации.
Важным в процессе формирования цивилизованного уровня досуговой культуры является знание субъектами социокультурной среды, «систем ценностных ориентации» различных социальных групп общества, особенно молодежи. Только их разумный учет может дать необходимый социокультурный эффект. Необходимо исследование субъективного восприятия различными социальными группами общества качества продукции различных отраслей культуры. Для решения данной проблемы требуется постоянное изучение социального состава аудитории учреждений культуры, средств массовой коммуникации при помощи уже существующих каналов «обратной связи» (письма, сообщения в Интернете телефонные звонки и т.д.), а так же организация специальной социологической службы досуга.
Сложившейся социокультурной проблемой, с которой связан анализ качества той или иной продукции индустрии досуга, является эстетическая оценка. Ее воспитательный характер определяется не только классическими или современными видами «массовой культуры», но и степенью удовлетворения произведением искусства в зависимости от уровня образования, жизненного опыта, психологических особенностей индивида. Нужно также иметь в виду тот социальный контекст, в котором идет восприятие того или иного произведения искусства. В некоторых формах культурного потребления скрыты элементы антикультуры, например в видеокультуре.
При исследовании досуговой деятельности необходим комплексный подход, так как культура досуга связана со всеми атрибутами свободного времени: содержанием, структурой и качеством. Если количество свободного времени обусловлено целым комплексом социально-экономических факторов (уровнем развития производительных сил, уровнем развития внепроизводственной сферы жизнедеятельности общества и т.д.), то структура и содержание свободного временимногими субъективными факторами, среди которых немаловажное значение имеет индивидуальный выбор материального обеспечения общественного, личного и семейного досуга.
Другой важной методологической проблемой исследования досуговой деятельности должно быть определение оптимальных с точки зрения здорового человека, границ объема свободного времени, необходимого для различных социально-демографических, социально-образовательных, социально-профессиональных групп населения. Особенно это касается учащейся молодёжи.
Важнейшим средством формирования досуговой деятельности является система образования и воспитания, которые призваны наряду со своими специфическими задачами уделять должное внимание формированию досуговой культуры. Так, еще Аристотель отмечал: «Для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учиться, кое в чём воспитываться, и как это воспитание, так и это обучение заключают цель в самих себе .»
Как показывает социальная практика, время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой. Отсюда возникает проблема исследования молодежных компаний и групп досугового общения, где формируется субкультура досуга молодежи.
Похожие статьи:
Социальные функции культуры
Социологический анализ культуры как анализ её социальных функций применяется довольно широко. Эти функции в свете вышеизложенного материала, выглядят достаточно очевидными. 1. Адаптация. Культура обеспечивает приспособление к среде - приро ...
Проблемы молодых семей.
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за соб ...
Психологический климат.
Старикам-долгожителям обеспечивался особый психологический климат, высокое уважение с придачей реальной и номинальной власти. Они живут чаще всего с детьми, дружными семьями в хороших жилищно-бытовых условиях. Исследования феномена долгожи ...