Интегративная модель досуга (Дж. Келли)
Страница 2

Информация » Социология досуга » Интегративная модель досуга (Дж. Келли)

4. Теория социальной идентичности (Т. Веблен, Д. Дюмазадье, Э.росс, П. Бурдье). Рассматривает не столько досуговое поведение, сколько содержание досуга, создает концепцию «стиля» досуга (ЧТО

Делают люди и КАК) в контексте социальной сферы с учетом своего

статуса, своей идентичности и ролей. Досуг социален по формам обучения, содержанию и последствиям.

5- Теория взаимодействия (М. Каплан, М. Сюрбер). Досугне одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.

6- Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов, Ю. Красильников, Т. Киселева) уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Досуг рассматривается как социальный институт, детерминированный первичными социальными институтами (работа, семья).

С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Но его экономоцентрическое содержание имеет другой аспект, чем в марксизме.

А Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга существенно влияет на семью и работу16.

7. Политическая теория (Т. Веблен, П. Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и определенного экономического положения.

8. Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как внешнюю форму проявления творческого начала. В каждый уровень теоретической модели заложены два диалектических подхода, предполагающих развитие и совершенствование индивида.

Исходным основанием спирали является непосредственный опыт участия в досуговой деятельности, а каждый виток спирали обусловлен возрастающим интересом индивида. Теоретические уровни представляют собой последующие ступени совершенствования в избранной форме досуга.

Таким образом, досуг можно определить как реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала личности.

Спираль Келли не только отражает совокупность существующих концепций, но и характеризует этапы развития личности, учитывает все противоречия на этом пути и, кроме того, способна осуществить типо-логизацию субъектов досуговой деятельности и служить критерием её оценки.

Академик Н.М. Амосов, хирург, философ и социолог, в модель воспитательных и досуговых потребностей вводит общение, самоутверждение, лидерство. Но указывает и на полярные - подчинение авторитету сильного или группе. «Ещё есть сопереживание и подражание, любознательность . Есть потребность в игре у детёнышей и у взрослых - это имитация настоящих действий, вызывающих те же чувства» .

Развитие личности в процессе культурно-досуговой деятельности совершается через ряд противоречий между должным и сущим:

- человеческими ценностями и реальным их освоением;

- нравственным идеалом и собственной жизненной ориентацией.

В сфере свободного времени процесс протекает на разной социально-предметной основе: эстетической, спортивной, политической и, как правило, в кругу людей со схожими интересами, потребностями, взглядами, не связанными с общественными обязанностями и на добровольной основе, и строятся на избирательном, эмоционально насыщенном, доверительном общении.

Иначе определяет досуг и рекреацию Дж. Шивере (знака равенства избегает), считая необходимым в исследованиях учитывать:

- когда происходит рекреация (досуг);

- почему (следует определять мотивацию);

- как (соблюдено ли условие добровольности);

- каким образом (формы активной деятельности);

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Развитие монастырской системы помощи и поддержки нуждающихся в дореволюционное время
Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Первый — объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.), второй — колонизация Севера (XVI-XVII вв.). Объединение земель вокруг мо ...

Взаимодействие пенитенциарной системы и гражданского общества в РК. Проблемы и перспективы
Вопросы взаимодействия системы исполнения наказаний с обществом в нашей стране находятся под пристальным вниманием наших соседей - стран, связанных исторической судьбой, историческим развитием и новой государственностью, которая нисколько ...

Дети в мусульманских странах
Основной из чертой мусульманских семей является многодетность. Многодетные семьи – исторически и традиционны. Столетия назад мусульманская семья состояла из бабушек и дедушек, родителей и детей (не меньше 10 человек). Дети являлись рабочей ...