Позиция исследователя в полевом исследовании
Страница 2

Информация » Работа исследователя в процессе исследования » Позиция исследователя в полевом исследовании

Вторая особенность - установление доверительных партнерских отношений "на равных". В качественном исследовании человек представляет для исследователя интерес не просто как источник информации, но как личность с уникальным жизненным опытом, со своим миром образов и переживаний. Задача состоит в том, чтобы не просто представить себе этот мир, но и попытаться понять человека, встать на его точку зрения, используя его собственные термины и смыслы, попытаться увидеть мир его глазами. Исследователь демонстрирует свое намерение: "Я пришел, чтобы выслушать Ваш рассказ, Вы мне интересны". Для простых людей часто это редкая возможность высказаться и быть услышанным.

В крестьяноведческом исследовании под руководством Т. Шанина отмечалось: отношение людей к исследованию было таким, что, казалось, все предшествующие годы они ждали, чтобы, наконец, к ним пришел кто-то, чтобы их выслушать. Социологов воспринимали как первую и единственную возможность выговориться [4]. Это, естественно, накладывало дополнительные этические обязательства по отношению к опрашиваемым.

Возможны разные пути установления доверительных отношений. Наиболее приняты: доброжелательное, мягкое установление первичного контакта, постепенное включение индивида в исследовательскую ситуацию, демонстрация интереса к его личности и особой истории, выражение признательности за готовность участвовать в исследовании.

Исследовательский опыт использования биографических интервью показывает, что лучше всего начинать разговор с наиболее приятных для человека моментов его жизни. Например, с детских воспоминаний о родительском доме. После такого введения можно более подробно концентрироваться на интересующем моменте биографии или жизненном периоде.

Возможно, исследование будет направлено на изучение одного определенного события в жизни человека. Но и в этом случае следует уделить внимание его предыстории, процессу развития какого-то явления. Тогда рассказ о всей жизни, о предыстории окажется необходимым для понимания связи,

В процессе поиска интервьюируемых необходимо обратить внимание на способность человека к саморефлексии как умению не просто последовательно изложить факты своей биографии, но и поразмышлять по поводу этих фактов и своего отношения к ним.

Найти талантливого рассказчика - большая исследовательская удача. В англоязычной практике даже существует специальный термин, обозначающий такого рассказчика. Ведь даже простой рассказ о своей жизни может оказаться затруднительным, если человек не привык размышлять.

Другая сложность при поиске интервьюируемых - неумение выделить свое "я" из совокупного "мы". На просьбы рассказать о своей жизни люди начинают рассказывать о крупных исторических событиях своего времени, апеллируя к коллективным чувствам и переживаниям, изложенным языком газет того времени. Все попытки свести рассказ к истории его жизни натыкаются на аргумент, что "моя личная жизнь ничего интересного собой не представляла", "у меня было, как у всех". Иногда такое предубеждение удается преодолеть, высказав повышенный интерес к какой-либо отдельной детали личной жизни и доказав, что данная жизнь уникальна и именно она интересна для исследователя.

По характеру собираемой информации технология сбора данных может быть различной, в зависимости от целей исследования. О различных методах сбора информации (интервью, наблюдение, анализ документальных источников и аудио-визуальных материалов). Основной особенностью полевых работ в качественном исследовании является не один определенный, но мультиметод, при котором одновременно используются несколько разнохарактерных источников информации.

Полевой этап исследования может быть представлен следующей последовательностью шагов:

1. Выбор проблемы, цели исследования и формулировка основного вопроса.

2. Определение субъектов исследования и организация доступа к ним.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Возраст
Динамика (%) 2002 г. 2005 г. 2008 г. 19 лет и менее 80 77,3 70,1 Больше 19 лет 20 22,7 29,9 Возрастает доля студентов, для которых обучение в ВУЗе – это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реали ...

Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида
Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах ...

Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны
Другой крупной благотворительной организацией учреждений императрицы Марии Федоровны. Названное ведомство возникло 12 ноября 1796г., когда супруга Павла I императрица Мария Федоровна приняла на себя руковод­ство Обществом благородных девиц ...