Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»
Страница 5

Информация » Социология досуга » Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»

Многие, в том числе российские, социологи разграничивают досуг свободное время.

Так, Де-Гразия

отмечает, что досуг полностью не реализуется, а ос

тается идеалом.

Дюмазадье

считает, что досуг - это определенные занятия, которь индивид осуществляет по своей воле - отдых, развлечение, совершен ствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общее венной жизни - после того, как он выполнит свои профессиональные общественные обязанности.

А. Маркузе,

напротив, идеалом считает свободное время, а досуг, п его мнению, не свободен, поскольку он администрируется бизнесом политикой.

Свободное время и досуг выступают формой жизнедеятельност конкретного социального субъекта: общества, социальной группы, личности. Сущность, структура и функции досуга имеют сквозной харак-1 тер, т.е. присущи всем социальным субъектам.

Различие выражается в опережении или отставании характеристик свободного времени субъекта от потребностей общества. Оно может быть сдвинутым от более «возвышенной деятельности» и связанной с ней функцией развития в сторону потребительского отношения и развлекательности.

Следует отметить не только совпадение функций досуга и рекреации, их понятийную двойственность, но и парадоксы досуга: отрезок свободного времени и, одновременно, период отдыха и желаемой деятельности человека.

Применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что досуг может быть рекреацией, когда он посвящен восстановлению физического и психического нормального состояния (релаксацией), и что релаксация, со своей стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности.

Взаимосвязь рабочего и свободного времени, досуга, в современных условиях во многом определяет зависимость свободного времени, его структуры, объекта и функций от характера труда, степени его сложности. Многими исследователями установлено: наиболее рациональной, многообразной структурой свободного времени и досуга обладают высококвалифицированные работники и основной тенденцией является адекватное соответствие содержания труда и досуговой деятельности.

Но в такой взаимосвязи наблюдаются и противоречия: запросы высококвалифицированных работников опережают уровни требований к содержанию как труда, так и досуга.

Намечается и другая досуговая тенденция - отставание содержания и форм досуговой деятельности от содержания и степени сложности труда в рабочее время.

Наибольшую тревогу вызывает несбалансированное соотношение телесных и

духовно-интеллектуальных компонентов подросткового и юношеского самосознания, которое соответствует существующему эталону маскулинности и топ-моделей для самоутверждения среди ровесников. Внимание этой потребности сказывается на предпочитаемых формах самореализации в свободное время. Основным оказывается подражание социально-культурным нормативам взрослых. Стремление преодолеть зависимое от родителей положение, в лучшем случае имитирует формы поведения взрослых в кафе, на улице, стремление к шику под воздействием рекламных клипов, в худшем - проявляется как фарс, перерастающий в хулиганские действия под влиянием спиртного.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Место проведения интервью
Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, пред ...

Тенденции «одомашнивания» досуга
В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания Досугово-рекреационной деятельности. И философы и социологи, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни отмечают перераспределение функций социальных институтов и учрежден ...

Сознание как основа существования человека
Разные ученые по-разному трактуют категорию сознания. Кант, пытаясь решить вопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как «единство синтеза», как единство трансцендентальн ...