Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны
Страница 2

Незадолго до смерти (в октябре 1828г.) Мария Федо­ровна писала: «Мы должны быть единственно одушевле­ны желанием исполнять наши обязанности во всех отно­шениях . соединяя все наши старания к сохранению де­тей, к возбуждению, по мере возможности, чувств материнских, к поданию помощи вдове и сироте, облегче­нию страждущей нищеты; тогда только мы будем оказы­вать истинную любовь к ближнему, по великому примеру, данному нам Спасителем».

В память об императрице по указанию Николая I было создано специальное Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны, а вошедшие в его состав учебно-воспи­тательные заведения стали именоваться «мариинскими».

Во второй четверти XIX в. развитие Мариинского ве­домства шло по двум основным направлениям. Во-первых, расширение сети институтов благородных девиц (с 1829 по 1855 гг. такие институты учреждаются в ряде губернских центров: Одессе, Казани, Киеве, Тифлисе» Иркутске, Аст­рахани, Оренбурге, Тамбове, Тифлисе и др.). Для управления институтами в 1845г. был создан Главный совет женских учебных заведений. Во-вторых, учреждение си­ротских институтов. В 1837 г. при Петербургском и Московском воспитательных домах были открыты учебные заведения для оставшихся сиротами детей офицеров (по 300 мальчиков в каждом), так называемые «военно-сиротские институты», по окончании которых выпускни­ки поступали в кадетские корпуса, становясь впоследствии кадровыми военными. Кроме того, под управление Ведом­ства перешли также и школы Женского патриотического общества, созданного в 1820-е гг.

В 1854г. учреждения Ведомства были разделены на группы: Главный совет женских учебных заведений; Опе­кунские советы; Санкт-Петербургский попечительский совет заведений общественного призрения; Санкт-Петер­бургское патриотическое общество с 15 школами; Комитет главного попечительства детских приютов с 81 приютом; Благотворительное общество 1837 г. в Москве; Александ­ровский лицей; коммерческие училища; Попечительство бедных в Москве, его отделения в Пензе, Киеве и Симбирске; больницы и богадельни, вверенные особому управле­нию; Общество садоводов; частные благотворительные учреждения.

В конце 1850-х гг. Ведомство выступило инициато­ром организации открытых всесословных женских учеб­ных заведений. В апреле 1859г. под руководством проф. Н. А. Вышнеградского была учреждена первая в России гимназия в Петербурге, открыв доступ к средне­му образованию для женщин.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Проблема определения национального характера
Изучением национального характера и, в частности, особенностей национального восприятия окружающего мира занимается этнопсихология – раздел социальной психологии. Выделение этнопсихологии в отдельную научную дисциплину связано с именами не ...

Потрясение светлым будущим. 26 комиссаров технореволюции
В 1970 году вышла в свет книга Алвина и Хейди Тоффлер Future Shock ("Потрясение будущим"), которая моментально стала в Америке национальным бестселлером. В этой книге и в выпущенной вслед за ней The Third Wave ("Третья волна ...

Человеческие отношения как основной элемент практики
Социальная работа – это работа с людьми. Человеческие отношения в социальной работе выполняют много функций. Если человечное отношение содержит искреннюю заинтересованность в положении другого человека, подлинную оценку его уникальной инди ...