Понятийный аппарат, соотношение базовых категорий. Соотношение категорий «труд», «отдых» и «досуг»

Информация » Социология досуга » Понятийный аппарат, соотношение базовых категорий. Соотношение категорий «труд», «отдых» и «досуг»

Противоречие «работа - досуг», заложенное еще Аристотелем, было продолжено марксистским признанием приоритета материального продукта и производства над другими видами и результатами труда, а затем было фетишизировано и часто неосознанно воспринято социологами других школ.

Определяющая роль труда как антропогенетического фактора бесспорна, но и сам труд как деятельность взаимосвязан с такими факторами социализации, как культура, религия, образование и демократия.

Не меньшую роль в жизни общества играют знания как результат духовной деятельности; мораль как инструмент нравственной самоорганизации индивида и общества; услуги как результат специфического вида деятельности.

Какие бы виды деятельности мы не выделяли - трудовую, высшую нервную, творческую, образовательную, потребительскую или досуго-во-рекреационную - классификация не поддается ранжированию и носит условный характер. Все сферы жизнедеятельности человека равнозначны. Долгое время досуг рассматривался как вознаграждение за труд. В основе определения досуга лежала идея об абсолютной подчиненности сферы досуга сфере труда. Отсюда вытекала оценка человека как производительной силы общества, а не как личности. Человек сво1 дился к понятию «работник».

Усилия по созданию и совершенствованию науки, искусства, танца, пения, поэзии, театра, прикладного творчества, искусства-общения, присущие «праздному классу» Т. Вебленом3 за труд не признавались, не признавалось и право на досуг. Современные социологи считают, что труд не может служить признаком, отличающим рабочее время от свободного ни в историческом прошлом, ни в настоящем. Предметы домашнего обихода зачастую носили художественно-прикладной характер, а песни, игры на посиделках и в обрядах составили основу фольклора. Искусство танца, музицирования на светских раутах и балах приближалось к профессиональному уровню. А в настоящее время, когда возрастает число свободных профессий, рабочее и свободное время практически сливаются. Кроме того, многие формы культурно-досуговой деятельности и хобби неотъемлемы от творческого труда.

Поэтому признание приоритета материального продукта над другими видами результатов труда носит исторически преходящую форму оценки.

Разделение труда в классовом обществе отделило воспитание, образование и досуг от сферы труда. Это позволило развиваться науке, технике, искусству, классические образцы которого стали общечеловеческим достоянием.

В промышленном обществе трудящиеся, ориентируясь на достижения высших классов, стали повторять их опыт воспитания и образования. Но переход от индивидуального к массовому, изменение масштабов воспитания и образования привели к потере качества, к стандартизации, нивелировке индивидуальных способностей.


Похожие статьи:

Происхождение категории сознания
Проблема сознания была и остается одной из самых трудных. Фундамент современных исследований различных проявлений сознания был заложен людьми доисторических времен и первобытных культур. Существуют различные историко-философские толкования ...

«Свобода от» или «свобода для»
Какого человека мы обычно считаем свободным? Первое, что приходит на ум, - это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не ну ...

Современная женщина – политик
К одной из проблем российского общества относится то, что в рядах женских движений, да и в обществе в целом, слишком мало ярких личностей, способных и словом, и делом убеждать в необходимости общественной поддержки борьбы женщин за подлинн ...