Истоки социально-политических учений в Украине
После принятия в 988 г. христианства на Руси появляются и зачатки социально-политической мысли. Первыми философскими, социально-политическими трудами стали переводы сочинений отцов церкви, сборники Святослава, отражавшие мысль о самостоятельности государства и власти, содержащие отдельные суждения о морали в обществе древнегреческих и христианских философов Пифагора, Демокрита, Сократа, Аристина, Диогена, Платона, Аристотеля и др. Теоретическая мысль Киевской Руси пытается создать моральное мировоззрение христианства, раскрыть истоки и предпосылки становления государственности.
Социологическая мысль в Украине впитывает такие мысли, теоретические обобщения и идеи многих мыслителей прошлого, которых можно причислить к зачинателям отечественной протосоциологии. Среди них Н. Костомаров, М. Драгоманов, О. Потебня, И. Франко, Ф. Вовк, М. Туган-Барановский, М. Шаповал и др. Они в социально-философских, антропологических, культурологических и исторических исследованиях проторили путь социологической мысли в Украину, занимали заметное место в европейском научном и культурном движении. То есть развитие социологической мысли в Украине стало единством двух тенденций, определивших особенность ее формирования, – единством универсального и национального.
Универсальное, общенаучное проявлялось в расширении, анализе и развитии передовых в то время социологических теорий, методов исследования, идей. Национальной же особенностью развития социологии на украинской ниве было ее тесное переплетение с социально-политической жизнью, национально-освободительным движением, соединение с творческим наследием выдающихся представителей научной и общественной деятельности. Это определяло как общенаучные, наднациональные черты достижений украинских мыслителей, так и определенную специфичность их подходов к изучению социальной реальности и использования социологических знаний.
Большое значение для развития просвещения и социального знания в Украине имели реформы церкви и образования, проведенные Петром Могилой, которые способствовали подготовке нового слоя светских и церковных деятелей, расширению базы дальнейшего развития просвещения и гуманизма. Созданная Киевская Коллегия дала целую плеяду выдающихся общественных, церковных деятелей и ученых для Украины и других славянских стран.
На научной основе протосоциологическая проблематика в Украине особенно глубоко разрабатывалась представителями и выпускниками Киево-Могилянской академии, с деятельностью которой связан дальнейший прогресс социокультурных процессов в Украине – в расширении образования, научных знаний, сохранении и продолжении традиций, поддержании контактов с Западом, освоении его культурно-исторического и научного потенциала.
Особенно велика заслуга ученых Киево-Могилянской коллегии в исследовании истории Украины и славян (И. Гизель), в разработке идеи единства Украины (Л. Баранович), в понимании необходимости развития научного знания, в разработке концепции естественного права и общественного договора, в понимании истории как способа деятельности, в разграничении теории и практики и их единстве (Ф. Прокопович). Начинает осмысливаться активный характер человеческой деятельности в контексте человеческого выбора (свободная воля) ответственных действий, поступков человека, анализируются некоторые механизмы человеческой деятельности на основе цели, способов и результатов достижения (Г. Конисский).
Похожие статьи:
Социологическая теория Э. Дюркгейма
Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апеллировал к демографическим и социально-психологическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложн ...
Формулировка цели
Цель исследования формулируется в категориях качественного анализа. Она ориентирует на конечный результат и раскрывает, каким путем будет осуществляться движение к этому результату. Формулировка цели позволяет определить "конечный пун ...
Социальные нормы как регулятор поведения
Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила, выступающие эталоном по отнош ...