Объект и предмет социологии досугаСтраница 1
Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности.
Поэтому специфическими, раскрывающими суть и особенности предмета будут следующие понятия:
- субъект досуговой или рекреационной деятельности;
- объект и предмет досуговой или рекреационной деятельности;
- досуговая или рекреационная активность;
- досуговый или рекреационный эффект;
Специфика социологии рекреации и досуга обусловливается ее взаимосвязью с социально-политической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Именно они определяют те внутренние противоречия: финансово-экономические, психологические, организационные как в теории, так и на практике. Система, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций определяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духовно-нравственные представления о добре и ценностные ориентации людей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет междисциплинарный характер науки и ее методологическую базу. Наряду с социологией культуры, искусства, образования, средств массовой информации она опирается на методологию социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических и малых групп.
Таким образом, социология досуга и рекреации - отрасль социологии, изучающая:
- поведение индивидов и групп в свободное время;
- способы удовлетворения потребности в отдыхе (рекреации);
- формы развлечения, общения;
- развитие личности и творчества в процессе деятельности в любительских объединениях;
- функционирование учреждений досуговых услуг,
- «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсионные, туристические бюро и спортивные базы.
В содержательном плане изучаются:
- эволюция и особенности современного досуга (историческая дифференциация досуговой деятельности и её воплощения, в основе которой лежит закон возвышения потребностей и возникновения все новых видов и форм деятельности),
- соотношения досуга с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла, способами проживания (городской и сельской жизни), а также роли досуга в формировании образа жизни.
Современный досуг, несмотря на его различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры (НТП обусловил рост производительности труда, увеличил объем свободного времени, повысил жизненный уровень населения).
Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей не дели, во время отпусков, что вызвало новое явление - досуговую ми грацию (её в зарубежной социологии изучает специальная дисциплина4 Социология досуга - отрасль социологии, изучающая систему дсуговых учреждений и досуговой деятельности как социального института; социальные проблемы взаимодействия и отношений с систем институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социальными службами.
Как отрасль социологии социология досуга является одновременно фундаментальной и прикладной, теоретической и эмпирической наукой.
Социология культурно-досуговой деятельности - специальная отрасль социологии, изучающая социальные факторы, механизмы, и закономерности функционирования и развития духовного общения и досуговой деятельности в рамках микросреды.
Похожие статьи:
Сущность концепций Эмиля
Дюркгейма
По мнению Дюркгейма, социология может стать наукой только при условии, если у нее будет собственный предмет и собственный метод. Предмет социологии Дюркгейма — это социальные факты, которые составляют особую социальная реальность, имеющую ...
Национальная и государственная безопасность
Термин "национальная безопасность" впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. В этом послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновыва ...
Этапы работы исследователя в процессе исследования
Одна из самых сложных проблем проведения исследования - с чего начать? Два вопроса кажутся здесь наиболее трудными: как выбрать проблему для изучения и как ее сузить, чтобы сделать "работающей". Эти вопросы кажутся наиболее сложн ...