Михайловский Николай
Константинович (1842 - 1904)Страница 3
Социология для Михайловского представлялась наукой, исследующей желательное в общественной жизни и то, насколько оно возможно, т.е. исследующая общественные отношения с позиции сознательно выбранного общественного идеала.
Индивидуальностью Михайловский обозначает любое онтологическое целое, "вступающее в отношения внешнему миру, как обособленная единица" на любых фазах эволюции материи, но особенно интересуется "живой" и общественной формами движения материи. Он считал, что здесь особенно ярко проявляются две тенденции: первая – усложнение организмов и систем их деятельности, рост различия, дифференциации и взаимной борьбы за существование, и вторая – увеличение относительной самостоятельности индивидуальностей от других, более комплексных, сложных организаций, эволюционной и функциональной частью которых они являются, процессы "борьбы за индивидуальность" и, в итоге, рост их однородности и солидарности.
Главная форма "общественной индивидуальности" (ещё раз хочется подчеркнуть, что это не означает индивидуальность как идейное единство общества, а только один из типов индивидуальности, присущих обществу), по Михайловскому, является личность (более мелких "социальных атомов уже нет в обществе). Наряду с неделимой "человеческой индивидуальностью" в социуме есть и более сложные, делимые "общественные индивидуальности" – различные социальные группы. Все виды "общественной индивидуальности" борются между собой. За долгую историю человечества сложилось два чётких состояния этой борьбы ("простая" и "сложная кооперация"). При "сложной кооперации" есть одна общая закономерность – возрастание неудовлетворения потребностей, когда люди начинают испытывать враждебность общества. В этой ситуации существует два вида протестующего поведения – "вольница" (активная форма протеста) и "подвижники" (люди, которые стремятся уйти от общества, заняться переоценкой, заглушить свои потребности). Оба вида протеста часто переходят друг в друга, так как в их основе лежит общий механизм подражания, как особого состояния группового сознания. При подавлении человеческой индивидуальности практически до нуля в этих условиях неизбежно появление героя, увлекающего обезличенную массу любым актом. Герой шаблонизирует поведение толпы. Толпа характеризуется особым коллективно-психологическим состоянием сознание и подсознания. Масса представляет собой монотонную, однообразную субстанцию, которая стремится к подражанию яркой индивидуальности героя.
Наконец, надо сказать, о том, как старался Михайловский дать такое определение общественному прогрессу, чтобы эта (или эти) формула (или формулы в совокупности) могла служить своеобразным философским камнем для построения "золотого века". "Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми". Прогресс – это "борьба за индивидуальность". Прогресс – "последовательная смена форм кооперации", или смена трёх этапов "борьбы за индивидуальность" в человеческой истории – объективно-антропоцентрического (исходная "простая кооперация"), эксцентрического ("сложная кооперация") и субъективно-антропоцентрического (вторая разновидность "простой кооперации"). К сожалению, та доля утопизма, которая прослеживается в работах Михайловского, пока подтверждается на практике – справедливое "золотое" общество свободных и равных бывает либо в прошлом, либо в будущем. [5]
Похожие статьи:
Объект и предмет социологии досуга
Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности. Поэтому специфи ...
Социальная сфера
Социальная сфера. Социальные интересы. Понятие социальной группы и общности. Типология социальных групп и общностей. Молодежь как социальная общность. Интересы и ценностные ориентации современной молодежи. Этнические общности. Этнос, народ ...
Возникновение и основные этапы развития информационного общества
В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Презид ...