Заключение
В данной работе были проанализированы существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей. При помощи совокупности методов – сравнительного, статистического, логического выявлены особенности современного состояния системы социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях. Оценена новая концептуальная модель социальной поддержки пожилых людей, применяемая в региональной практике, и выделены перспективы её развития.
Исследования подтверждают, что существующая проблема старения населения влияет на жизнеспособность общества в целом. Поэтому для решения демографических и социально – экономических проблем людей «третьего возраста» следует отходить от традиционных мер социального обслуживания пожилых граждан. Многие традиционные меры не могут обеспечить решение проблем пожилых людей, так как их суть состоит только в обеспечении ухода за пожилыми людьми и создание для них условий получения устойчивого дохода.
Однако, пожилые люди нуждаются в большем – в создании условий для самореализации, для расширения и закрепления разнообразных социальных контактов.
Учреждения социального обслуживания имеют большое значение в социальной защите пожилых и старых людей. Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, на своё место и роль в социальной организации.
Но следует отметить, что существующая сеть таких учреждений не в состоянии удовлетворить в полной мере потребности пожилых людей и поэтому необходимо расширить инфраструктуру социальных служб, переосмысление профессиональной деятельности в контексте принципа активизации клиентов.
Поэтому первый этап в создании Центров социального обслуживания нового поколения видится в подготовке профессионалов – геронтологов, обладающих всеми необходимыми знаниями в области социальной геронтологии, психологии, педагогики, медицины для успешной социальной работы с различными категориями пожилых и старых людей.
Второй этап – перестройка работы отделений социальной помощи на дому, суть которой в смене приоритетов с обслуживанием на реабилитацию. Здесь перспективным видится развитие бригадной формы социального обслуживания, когда физическую работу выполняет социальный работник, а реабилитационную работу – специалист, социальный работник, получивший соответственную подготовку. Это позволит более рационально использовать кадры, производить более справедливую оплату труда, согласно уровню профессионального мастерства.
Третье, не менее важное условие для активизации и развития клиента, видится в необходимости создания сети клубов общения для пожилых людей.
Хотя система социального обслуживания пожилых людей работает в основном устойчиво, необходимо признать, что пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении социальных услуг. При высокой потребности в социальных услугах платное обслуживание развивается медленно.
Основной проблемой социального обслуживания населения остаётся вопрос финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Объёмы выделяемых за счёт бюджетов всех уровней средств недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие сети и темпы работ по укреплению материально – технической базы. По – прежнему вызывает озабоченность уровень заработной платы работников социальной сферы, отрицательно складывающийся на стабильности кадрового состава.
Подводя итог к выпускной работе, могу сделать вывод, что поставленная мною цель достигнута.
Изучение регионального опыта в рамках проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Томске и Томской области» позволило увидеть перспективы развития обслуживания пожилых людей на дому.
Определены новые пути в организации социального обслуживания, а именно с точки зрения индивидуального подхода к пользователю, оценки его нуждаемости в услугах, формированию ассортимента услуг, необходимых и достаточны для обеспечения независимой жизни клиента. От социальных служб пожилые люди ждут не укрепления своей зависимости от общества, а помощи во включении его в ту сферу деятельности, где бы он мог реализовать свой потенциал.
Необходимо создание условий для внедрений Томского опыта в области социального обслуживания в других регионах РФ, это позволит улучшить условия для устойчивого повышения качества и доступности социального обслуживания на дому как фактора повышения качества жизни в пожилом возрасте.
Похожие статьи:
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А Должностная инструкция сотрудника ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Работа старшего инспектора группы социальной защи ...
Типы конфликтов, его структура и основные методы
разрешения
Говоря о типах конфликтов, нельзя не упомянуть определённое идейное затруднение, которое мешает провести чёткое разграничение одних видов конфликтов от других. Понимание конфликтов в широком смысле делает невозможным сопоставить появление ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Досуг и творческая деятельность пожилых людей. Действуют на постоянной основе 203 объединения по интересам (2061 человек), в том числе при комплексных центрах социального обслуживания населения – 65 клубов (12932 человека) Соц ...