Основной принцип разработки проективных индикаторовСтраница 4
Реакция на ответы и поведение опрашиваемого (похвала, одобрительное или отрицательное движение головой, мимика и т. д.).
Поучения и полемические обсуждения (если это не разрешено инструкцией) в ходе интервью.
Унижение чувств собственного достоинства опрашиваемого.
2.5.Демонстрация чувства превосходства над опрашиваемым.
3.Неправильный выбор места интервью (обсуждение щекотливых вопросов производственного характера на работе, сложных семейных проблем в присутствии других лиц и т. д.).
4.Неправильный выбор времени для интервьюирования.
Выбор времени, неудобного для респондента.
Выбор позднего времени, когда респондент утомлен.
5.Неадекватное восприяние интервьюера опрашиваемым (как представителя органа власти, представителя администрации и т. д.).
6.Чрезмерная длительность интервью.
7.Небрежное оформление протокола интервью (сокращение слов, неполная запись ответов и т. д.).
8. Запись беседы при помощи технических средств без разрешения респондента.
Основная цель построения подобных обобщений и таблиц — разработка качественных индикаторов. Исследователь или группа экспертов соотносит конкретную ситуацию измерения (учитывающую цели исследования, выборку, время, наличие кадров определенной квалификации, опыт исследовательской группы и т. д.) с таблицами (обобщениями) и решает поэтапно вопросы о выборе соответствующих стратегии, метода, методики и формулировки индикатора.
Прежде всего, производится ранжирование различных процедур по степени их экономичности и простоты реализации. Отметим, что этот процесс имеет как общие характеристики для всех групп (наиболее простой способ — почтовая анкета с закрытыми вопросами), так и весьма специфичные (скажем, в одной лаборатории есть психологи, владеющие проективной техникой, в другой — нет, в одной есть опытные интервьюеры, в другой — нет и т. д.). Далее решается вопрос о том, можно ли при помощи наиболее экономичной процедуры разработать инструмент, позволяющий минимизировать недостатки методики и индикаторов.
Работа по составлению подобных таблиц позволяет сформулировать несколько выводов, имеющих значение для дальнейшего изложения. Во-первых, обратим внимание на то, что в методических рекомендациях внимание сосредоточено на проблемах предъявления индикаторов, а не их формулировки. В частности, если не считать сравнения открытых и закрытых вопросов анкеты, в литературе отсутствуют указания на критерии выбора формулировок индикаторов.
Во-вторых, назрели предпосылки для интеграции разнообразных методических рекомендаций в целостную совокупность методических нормативов. Необходимо интенсифицировать исследования методических вопросов, особенно в плане учета дифференциации респондентов по различным параметрам.
Похожие статьи:
Отчёт о работе, проделанной в период с 02.02.2009 по 15.03.2009
Второго февраля, в 10 часов утра, как и было написано в направлении на практику от Волго-Вятской Академии Государственной Службы, я находился в вестибюле Областного Законодательного Собрания. На первом этаже этого здания располагается отде ...
Юные натуралисты и экологи
Любителям и защитникам природы, а так же туристам и путешественникам будет интересно этно-экологическое движение «В мире фантазий». Движение занимается охраной окружающей среды, и различными проектами, связанными с озером Байкал. Доброволь ...
Вторая типичная ситуация. Все произошло внезапно, случайно.
«Внезапных, случайных руководителей» довольно много. Узнав об этом, кое-кто сразу же начинает говорить о бессистемности при подборе кадров, недостатков в кадровом корпусе. Доля правды в этом есть. Принято считать, что система подбора кадро ...