Наркотическая зависимость.Страница 3
Однако, несмотря на отсутствие реальных физиологических изменений, первая проба имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что в сознании подростка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного времени запрещавшее одурманивание.
На этом этапе может сформироваться представление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, подросток втайне ожидает испытать что-то необыкновенное (ведь недаром, думает он, об этом так много говорят, не зря запрещают). Однако действительность, как правило, разочаровывает. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркотических и других одурманивающих веществ. Первый этап является и своего рода школой по освоению
«технологии одурманивания»: ведь тут молодой человек уже на практике осваивает приемы использования конкретного препарата.
Главная задача взрослого на этом этапе - своевременно выявить факт знакомства с наркотическим веществом и предотвратить развитие дальнеишего наркогенного заражения.
Второй этап. Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением вновь и вновь переживать кайф. Надо сказать, что именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные. Подросток может долго и с наслаждением описывать то, что он испытывал: «смотрел мультики», «летал», «парил» и т. д.). За счет чего возникает эйфория?
Дело в том, что наркотические вещества ослабляют сигналы-импульсы, идущие от внутренних органов. В норме эти сигналы мы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение «земного притяжения». При использовании одурманивающих веществ «земное притяжение» на время отступает, возникает ощущение «полета в облаках». Вот как рассказывает об этом одна из поклонниц дурмана: «Вот я лежу в белоснежном облаке на вершине высокой горы. Слева и справа пропасть, мне хорошо, ни до кого нет дела. Перед глазами пролетают громадные яркие бабочки, где-то журчит ручей. Мое тело невесомо, я как будто парю вместе с облаками, я самая красивая, самая счастливая, самая добрая .»
Безусловно, опыт эйфорических ощущений затрагивает и волевую, нравственную сферу несовершеннолетнего. Он может знать об опасности наркотизации, На словах понимать степень риска, которому себя подвергает, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию ему становится все сложнее. Причину происходящего мы обсуждали выше.
Значение этого этапа заключается в следующем. У молодого человека в полной мере формируется представление о «положительной» стороне наркотизации, возможности при помощи наркотических веществ получать «бесплатное удовольствие». Действительно, несмотря на все предостережения, никаких реальных негативных последствий знакомства с наркотиками подросток не ощущает (они возникнут позже) ,поэтому несовершеннолетний перестает верить и доверять взрослым, говорящим об опасности одурманивания. Школьники неохотно идут на обсуждение этой темы, поскольку считают учителей и родителей некомпетентными (ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, по мнению молодых людей, говорят о том, о чем не имеют никакого понятия).
На этом этапе может происходить постепенное изменение круга общения подростка.
О
прежних приятелях oн может отзываться весьма снисходительно, новый опыт дает ему основание считать себя более взрослым. Появляются новые знакомые, те, с кем молодой человек использует наркотическое вещество, те, кто помогает достать препарат.
В ходе второго этапа происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах, а также освоение новых вариантов наркотизации. Несовершеннолетний начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.
На этом этапе молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррекционной работе (тренинги, ролевые игры и т. д.), а также специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию наркотика.
Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптомов психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности т. п. Это результат устойчивого изменения в деятельности системы подкрепления, вызванного использованием наркотика. Нередко потребность в наркотиках определяют как мнимую. Действительно, может ли человек испытывать потребность в том, что разрушает его? Оказывается, да, ведь по силе влияния на организм наркотическая потребность не просто сравнима с основными естественными потребностями человека в еде, питье, защите, но нередко превышает их. Человек забывает о чувстве голода, страха ради того, чтобы найти наркотик.
Похожие статьи:
Демографические проблемы современного мира. Перенаселение
Вся история развития человечества неразрывно связана с изменениями динамики численности и воспроизводства населения. Из-за отсутствия достоверных данных трудно однозначно оценить динамику численности мирового населения практически вплоть д ...
Профориентация и трудоустройство молодёжи
В современной России ослабли роль и значимость трудового воспитания подрастающего поколения. В развитие данной тенденции привнесли свою лепту и некоторые СМИ: печатные издания и телеканалы, особенно центральные, часто способствуют потребит ...
Свойства социальной системы
Выделяемые в литературе системные свойства можно разделить на 4 группы: общие для строения и динамики и частные, характерные только для строения, функционирования или развития. Среди общих свойств, таких как сложность, целостность, изменчи ...